Макроэкономическая статистика лета 2012 года показала убедительные знаки обширного замедления: практически все показатели потребительского и инвестиционного спроса оказались ниже прогнозов, пишет экономист российского офиса BofA Merrill Lynch Владимир Осаковский в обзоре для инвесторов.
Риска перегрева для России больше не существует. Экономика в первом квартале росла на 4,9%, во втором — на 4%. «В дальнейшем возможно замедление до 3% с выходом на годовой показатель на уровне 3,9%», — пишет Осаковский. Но ослабление экономики сокращает риски скачка инфляции, уверен он.
Именно инфляция спровоцировала сокращение потребительского проса летом 2012 года. В июле цены выросли на 1,4%. Это стало ключевым фактором снижения спроса, уверены экономисты Merrill Lynch. В России сохраняется рекордно низкий уровень безработицы (5,4%). Но рост реальных располагаемых доходов населения замедляется до 2,2% в июле 2012 года против 4,6% в июле прошлого года.
Тенденция уже отразилась на динамике розничной торговли: сектор вырос на 5,1%, но консенсус-прогноз экономистов предполагал рост на 6,2%. Это самый низкий темп с начала 2011 года, констатирует Осаковский.
Замедление экономики придавит потребительский спрос в конце года, прогнозирует BofA Merrill Lynch.
Рост инвестиций также замедляется. В июле темп был на уровне 3,8% (в годовом исчислении), хотя даже июньские данные (4,7%) экономисты назвали слабыми.
Прогноз Merrill Lynch на июль — 5%.
«Другие показатели, характеризующие инвестиционный процесс, такие как объемы строительства и грузооборот портов, также или сокращались, или демонстрировали слабый рост», — говорится в отчете Merrill Lynch.
Экономисты считают замедление инвестиций следствием снижения цен на нефть. «Это уже выразилось в сокращении прибылей корпораций, а напряженность на финансовых рынках препятствует росту банковского кредитования», — поясняют экономисты. По мнению Осаковского, к концу года ситуация ухудшится: на фоне ослабления мировой экономики сокращение прибылей компаний, работающих в России, продолжится.
В такой ситуации финансовые власти не пойдут на ужесточение кредитно-денежной политики, уверены экономисты.
Приоритетом Центробанка в изменившейся ситуации станет не контроль за инфляцией, а оживление экономики. Даже если рост цен немного превысит ориентир ЦБ на уровне 6%, замечают экономисты.
BofA Merrill Lynch ждет снижения ставки рефинансирования в четвертом квартале на 0,5%, до 7,5%. Если инфляция превысит 6%, ЦБ сможет сослаться на немонетарные причины роста цен — нескоординированную тарифную политику и подорожание продовольствия.
«Если посмотреть, что происходит с денежной массой, с денежной базой, там ускорения не видно», — скептичен Владимир Пантюшин, главный экономист Barclays в России и СНГ.
«Тонкость состоит в том, что ЦБ, даже изменив параметры своей монетарной политики, на инфляцию в этом году, скорее всего, влиять уже не будет», — считает он.
Ставку рефинансирования экономист не рассматривает как основной инструмент стимулирования экономики. «Важно, что будет происходить с рыночными ставками, такими как РЕПО, ожидаю, что здесь будет скорее повышение, о понижении я бы не говорил», — подчеркнул Пантюшин.
«Мы не исключаем возможности, что ЦБ предпочтет бороться с ускорением темпов инфляции, нежели стимулировать рост экономики. И не ждем, что будет уменьшена ставка рефинансирования. На фоне ускорения темпов инфляции может увеличиться ряд ставок ЦБ, РЕПО в том числе» — поддерживает Ярослав Лисоволик, главный экономист Deutsche Bank.