Приоритетные расходы находятся в стадии согласования: между ведомствами идет активная переписка по этому поводу, говорит источник в одном из министерств социального блока.
Чиновник Минобрнауки подтверждает отсутствие финальных решений по бюджетированию. «Минобрнауки настаивает на сохранении в полном объеме льгот для сельских учителей, а также на норме, сохраняющей гарантии по зарплате педагогов на уровне не ниже среднего по экономике в регионе, и в этих вопросах пока не удалось прийти к единому мнению с Минфином», — сетует источник.
Кроме того, сейчас Минобрнауки прорабатывает с Минфином окончательное согласование расходов, связанных с законопроектом об образовании.
По данным близкого к консультациям источника, также не в полном объеме согласованы расходы Министерства здравоохранения, Минтруда и Минкультуры.
Общий объем несогласованных расходов по четырем социальным ведомствам достигает 138 млрд рублей, говорит источник «Газеты.Ru».
По здравоохранению неприоритетными пока признаны расходы на строительство исследовательских центров (Минздрав запрашивал на это 2,7 млрд рублей) и разработку инновационной медтехники (3 млрд рублей).
Расходы на ядерную медицину Минфин предложил передвинуть на год. Это означает, что Минздрав получит запрашиваемые по этой статье суммы — 329 млн рублей в 2013 году, 2,5 млрд в 2014-м и 14 млрд в 2015-м — на год позже. То есть 329 млн поступят не в следующем году, а в 2014-м, 2,5 млрд — в 2015-м, а 14 млрд, планировавшиеся на 2015 год, вовсе уходят за границы трехлетнего бюджета.
В сфере здравоохранения идет переход на принципы финансирования в рамках обязательного медицинского страхования. «Поэтому сокращаются бюджетные расходы и увеличиваются расходы в рамках страховых выплат», — пояснял ранее министр финансов Антон Силуанов.
Минкульту Минфин не готов выделить 1 млрд рублей на закупку музейных экспонатов.
С Минобрнауки пока не согласовано предоставление 11 млрд рублей на дополнительное образование (музыкальные школы, художественные кружки и т. п.).
Кроме того Минфин против выделения 3 млрд рублей на капитализацию научных фондов, в частности, Российского фонда фундаментальных исследований, на развитие инфраструктуры наукоградов (8,5 млрд), на закупку крупных научных установок (9 млрд), на наукоград «Сколково» (4,2 млрд).
Вице-президент «Сколково» Александр Чернов уверен, что «никакого отношения к финансированию «Сколково» это не имеет». «По бюджетным проектировкам до 2014 года мы стоим в предусмотренных и согласованных объемах ранее и никакого сокращения не предусматривается», — подчеркнул он.
С 2014 года Минфин предлагает изменить порядок выплат пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет — платить будут только в том случае, если зарплата матери ниже прожиточного минимума.
34 млрд рублей, запрошенные на индексацию зарплат в бюджетной сфере в следующем году, также не согласованы. «Но Минфин обещает удвоить зарплату бюджетникам, разово повысив ее в 2017 году. Это делается вместо поэтапного повышения с 2013 года зарплат, на что надеялись министерства», — говорит источник.
Министерства должны были определиться с приоритетами в государственных расходах на 2013 год до 1 августа в соответствие с поручением премьер-министра Дмитрия Медведева. Расходные статьи не из числа приоритетных попадают под возможное сокращение или переносятся на поздний срок. Цель маневра — добавить устойчивости бюджетной системе, повысить эффективность госрасходов, этого потребовал в июне в бюджетном послании президент Владимир Путин.
Но социальные расходы он неоднократно объявлял приоритетными. В частности, в ходе избирательной кампании Путин обещал, что власти продолжат индексировать пенсии, а средняя зарплата преподавателей, врачей, ученых и работников сферы культуры до 2018 года будет доведена до 200% от средней по экономике.
Большинство министерств не успели провести приоритизацию госрасходов к 1 августа, срок был продлен до 8 августа. Но решение по приоритизации до сих пор не принято, утверждает источник «Газеты.Ru».
В Минкульте заявили, что «не располагают данными по корректировке бюджета». В Минздраве от официальных комментариев воздержались. В Министерстве труда и социальной защиты затруднились предоставить оперативный комментарий.
В Минфине «Газете.Ru» заявили, что «в настоящее время расходы по приоритетным направлениям проходят стадию согласования». Окончательное решение заинтересованными ведомствами будет принято на правительственной комиссии по бюджетным ориентировкам, пояснили в ведомстве.
Минфин не сможет жестко настаивать на срезании госрасходов, уверен эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. «Это попытка Минфина измерить административный потенциал своего ведомства», — говорит Белоусов, полагая, что министерства и ведомства смогут доказать Минфину необходимость роста госрасходов.
«У Силуанова есть возможности, чтобы сдерживать расходы», — возражает руководитель практики госконсалтинга SBS-consulting Алексей Калинин. «С 2012 года начала действовать система госзадания по оказанию услуг населению. Каждая госуслуга рассчитывается по нормативу, и обосновать расходы сверх норматива сложно», — говорит он.
Кроме того, у Минфина есть обязательство найти финансирование для реализации предвыборных обещаний Путина, что дает Силуанову возможность использовать политическую аргументацию, напомнил эксперт.
Но сокращение госрасходов «пережмет экономический рост» и еще больше подорвет доверие бизнеса к власти, предупреждает Белоусов.
«Бюджетный процесс сделали трехлетним, чтобы бизнес видел перспективу и знал, как поведет себя регулятор в ближайшие несколько лет. Кто-то уже взял кредиты под запланированные госпрограммы, принял собственные программы развития, договорился с партнерами на три года вперед, и вдруг власти меняют решение и сокращают финансирование», — недоумевает экономист.