Министерство финансов считает разработанные Минэкономразвития кризисные сценарии социально-экономического развития на 2013–2015 годы недостаточно пессимистичными. Об этом Минфин уведомил аппарат правительства и разработчика. В Минфине «Газете.Ru» подтвердили факт отправки письма.
Наличие письма с рекомендациями Минэкономразвития официальный представитель Минфина подтвердил и агентству «Прайм». «Основное замечание — по времени. Кризис продлится, на наш взгляд, не год, а несколько лет», — сказал собеседник агентства. Он добавил, что есть также еще ряд замечаний, которые связаны с конкретными макроэкономическими показателями, в частности прогнозом по импорту и оттоку капитала на 2013–2015 годы.
Представитель Минфина также сообщил, что сейчас документ проходит согласование в правительстве и пока окончательного решения по нему нет.
Кризисный сценарий развития событий на случай нарастания проблем в еврозоне Минэкономразвития обнародовало 6 августа. Было предложено два варианта разрастания кризиса — «мягкий» («сценарий А») и более жесткий («сценарий А2»). Сценарий А подразумевает, что остановить разрастание европейского долгового кризиса не удастся. Цена на нефть в этом случае упадет до $80 в 2013 году, а темпы роста российской экономики могут замедлиться до 0,5–1,2%. Курс доллара в 2013 году подскочит до 37,2 рубля.
По более жесткому сценарию А2, который предусматривает развал еврозоны по схеме исключения неплатежеспособных государств, среднегодовая цена на нефть может упасть до $60 в 2013 году, доходы России от экспорта упадут на 31%. Курс доллара в этом случае составит 45,9 рубля. Падение ВВП — 2–2,7%.
Но и более жесткий вариант, считают в Минфине, не вполне отражает масштаб угрозы российской экономике. «По мнению Минфина России, необходим дополнительный сценарий, отражающий более пессимистичный вариант развития»,— говорится в письме Министерства финансов.
Минфин указывает, что Минэкономразвития недостаточно обосновало значительный разрыв в экономическом росте между сценариями А и А2 в 2013 году и при этом небольшой разрыв в 2014–2015 годах (в сценарии А — рост на 2,2% и 3,1%, в сценарии А2 — на 2% и 2,9% соответственно) при существенном различии в ценах на нефть (сценарий А — $80, $93 и $100 за баррель в 2013–2015 годах, сценарий А2 — $60, $75 и $85 соответственно).
Кроме того, Минфин указывает на заниженный показатель по оттоку капитала в обоих кризисных сценариях.
В 2011 году при среднегодовой цене на нефть $109,3 за баррель отток составил $80,5 млрд, напоминает ведомство. При этом Минэкономразвития в сценарии А ожидает нулевой отток в 2014 и 2015 году, а в сценарии А2 — сокращение оттока в 4 раза, до $20 млрд в 2014 году, и также нулевой отток в 2015 году.
В случае наступления кризис продлится не один год, как следует из сценария Минэкономразвития, а несколько лет, предупреждает Минфин. И выход из кризиса будет более длительным.
В подтверждение этого Минфин ссылается на прогноз Всемирного банка. «Так, в соответствии с пессимистичным сценарием Всемирного банка (неупорядоченный долговой кризис, охвативший несколько крупных экономик еврозоны)
спад в еврозоне в 2013–2014 годы может составить соответственно 7,9% и 5,2%, спад в мировой экономике — соответственно 1,7% и 0,5%, а цены на нефть снизятся на 25%», — отмечается в письме Минфина.
«Позиция Минфина понятна — ведомство отвечает за исполнение бюджета, поэтому подход «перестрахуйся» вряд ли можно считать недостатком, скорее — это плюс Минфина», — говорит экономист по России и Казахстану банка ING Дмитрий Полевой. — В кризисной ситуации это позволит выполнить бюджет, если же кризисные сценарии окажутся просто очередной страшилкой, то Минфин пустит дополнительные доходы на госрасходы либо положит допдоходы в Резервный фонд».
Минфин традиционно, с того времени, когда это ведомство возглавлял еще Алексей Кудрин, показывает более консервативный подход к прогнозированию, согласен аналитик ТКБ «Капитал» Сергей Карыхалин. «Задача у Минфина очень ответственная, а цена ошибки весьма велика. Поэтому министерство пытается добиться того, чтобы пессимистичный сценарий был действительно жестким, чтобы подготовиться к кризису», — говорит Карыхалин.
«Пока для России все выглядит неплохо — нефть стоит дорого, даже несмотря на замедление темпов роста мировой экономики, а в условиях европейского долгового кризиса Россия для инвесторов выглядит почти безрисковым активом»,
— считает эксперт.
Критические замечания Минфина, как и сценарии Минэкономразвития, завязаны на большом количестве допущений, в этом их слабость, отмечает Полевой. «Апелляция к исторически сложившимся в российской экономике зависимостям — самый слабый аргумент Минфина. Кризис и посткризисная реальность показали, что многие прежние взаимосвязи изменились», — говорит Полевой и приводит в качестве примера гибкий курс рубля.