Минэкономразвития предложило внести в Налоговый кодекс поправки, регулирующие «расходы в виде пожертвований». Если законопроект будет принят, бизнес сможет уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму благотворительных пожертований.
Перечень организаций, которым можно перечислять средства и получать налоговую льготу, широк. Это могут быть благотворительные организации, социально ориентированные некоммерческие организации, религиозные, некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере науки, культуры, физкультуры, спорта (кроме профессионального), просвещения, правовой поддержки и даже в сфере защиты свобод и прав человека.
Жертвовать в рамках льготы можно не более 10% от налогооблагаемой прибыли. Текст законопроекта размещен в четверг на официальном сайте Минэкономразвития.
Благотворитель сможет претендовать на налоговую льготу, даже если некоммерческая организация, например, частный театр или детско-юношеская спортивная школа, уже получают деньги от муниципалитета или от государства, пояснил «Газете.Ru» заместитель директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития Илья Чукалин.
Подобная льгота в России уже действовала. Согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятому в 1995 году, компании имели право до 5% своей прибыли направлять на благотворительность. Эти расходы уменьшали налогооблагаемую базу, чем активно пользовались некоторые компании: они создавали фиктивные благотворительные фонды, используя их в качестве инструмента ухода от уплаты налогов.
В результате власти решили перекрыть эту лазейку. С 2002 года, с вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса, льготы для бизнеса, участвующего в благотворительной деятельности, были отменены. Компаниям разрешили жертвовать средства только за счет чистой прибыли. Но если компания оказывает кому-либо бесплатные услуги или безвозмездно передает свою продукцию, то она не уплачивает НДС, разъяснял Минфин.
Льготу по налогу на прибыль имеют сейчас только те компании, которые жертвуют деньги по одному из трех направлений: культура, наука или здравоохранение. При этом льготу разрешается получать только после того, как профильное министерство внесет компанию в разрешительный список.
Самыми известными корпоративными благотворителями выступают «Транснефть», «Газпром» и «Роснефть». В «Газпроме» отказались от каких-либо комментариев на эту тему. Газовая монополия не стала раскрывать и суммы, потраченные на благотворительность в прошлом году. Но в начале 2011 года «Газпром» раскрывал затраты на благотворительность за 2010 год — 12,3 млрд рублей. В 2009 году на благотворительность компанией было направлено 6 млрд руб.
В «Роснефти» «Газете.Ru» назвали суммы расходов по социальным программам — 20,3 млрд рублей в 2011 году, 16,6 млрд рублей в 2010 году.
С представителем «Транснефти» связаться не удалось.
В Союзе благотворительных организаций России инициативу Минэкономразвития одобряют. «Сейчас мы можем только взывать к совести благотворителей, а заинтересовать их материально, как в западных странах, возможности нет», — говорит заместитель гендиректора организации Ренат Шаяхметов. За прошлый год физические и юридические лица пожертвовали Союзу благотворительных организаций России 28 млн рублей. Представитель компании уверен, что в случае принятия поправок размер пожертвований существенно увеличится.
«От поправок, предложенных Минэкономразвития, выиграют прежде всего те виды спорта, которые не пользуются большой популярностью, не имеют доступа на телеканалы: стрелковые виды, водное поло, хоккей на траве и т. д., — считает заместитель министра спорта и туризма Московской области Олег Жолобов. — Сейчас эти спортивные федерации с большим трудом привлекают благотворительные и спонсорские средства».
В целом это предложение очень правильное и давно назревшее. Но я с трудом себе представляю, чтобы бизнес вдруг стал поддерживать наши политические проекты или проекты по социальной проблематике. А наши проекты, направленные на социальное служение, поддерживает государство», — говорит руководитель «Театра.doc.» Елена Гремина.
«Эти поправки, конечно лучше, чем ничего, но в целом они вряд ли приведут к существенному увеличению пожертвований. Крупнейшие «благотворители» — государственные или окологосударственные компании — обычно рассматривают пожертвования как еще один налог, только маркированного, целевого характера», — говорит руководитель практики госконсалтинга компании SBS-consulting Алексей Калинин. — В частных компаниях на благие цели жертвуют из соображений общественного признания или рассматривают ее как часть маркетинговой стратегии». Но «благотворительные льготы» могут стать вновь инструментом уклонения бизнеса от налогов, не исключает он.