Правительство Китая поручило Центробанку и другим регуляторам разработать план снижения экономических рисков на случай выхода Греции из зоны евро и распада еврозоны, сообщили Reuters источники, близкие к правительству страны. «Это очень срочно!» — сообщил один из источников, добавив, что правительство попросило каждый департамент проанализировать меры, которые помогут справиться с выходом Греции из еврозоны.
Глава исследовательского отдела одного из китайских банков в Гонконге сообщил, что банки страны отныне обязаны представлять ежедневный отчет о состоянии мировых финансовых рынков. Могут последовать и дополнительные меры. Влиятельный экономист и бывший советник Центробанка Юй Юндин предлагает усилить контроль за притоком капитала на внутреннем рынке для снижения волатильности. Среди прочего обсуждаются ускоренное одобрение инвестпроектов в области инфраструктуры и промышленности, а также увеличение субсидий для производителей энергосберегающих технологий.
Ситуация в Европе продолжает обостряться. Еще одна европейская страна – Кипр – стоит на грани банкротства.
Кипр со все большей вероятностью может оказаться четвертой страной еврозоны, которая запросит внешнюю финансовую помощь, сообщают в понедельник The Wall Street Journal и Financial Times. До конца июня стране нужно найти минимум 1,8 млрд евро для рекапитализации второго крупнейшего в стране Cyprus Popular Bank, чтобы компенсировать потери от списания греческих облигаций на 2 млрд евро. Ухудшение ситуации в банковской системе Кипра объясняется ее тесной связью с греческим рынком. Кредитный портфель кипрских банков, связанных с Грецией, составляет 22 млрд евро. При этом ВВП островного государства составляет 18 млрд евро.
Власти ЕС пытаются упредить разрастание кризиса. В частности,
на 9 июня запланирован запуск стабфонда для борьбы с финансовым кризисом — Европейского механизма финансовой стабильности (ESM) объемом 500 млрд евро, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на информированные источники в руководстве ЕС.
Но, для того чтобы стабфонд, предназначенный для прямого вливания капитала в проблемные банки, начал функционировать, соглашение должны ратифицировать парламенты всех 17 стран — членов еврозоны. Сейчас действует Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) объемом 440 млрд евро, из которых остались неиспользованными 240 млрд евро.
Еще одна мера, которая может разрядить обстановку, — выпуск единых облигаций еврозоны. Она позволит изъять с рынка за счет конвертации облигации проблемных стран, тем самым снизив стоимость обслуживания госдолга для них, поскольку доходность по общеевропейским облигациям будет намного ниже.
Канцлер Германии Ангела Меркель последовательно выступает против этой меры. Но, как сообщает The Wall Street Journal, ее соратники впервые заявили о готовности обсуждать введение общеевропейских евробондов и возможность совместной поддержки европейских банков.
У Европы осталось лишь три месяца на спасение единой валюты,
считает инвестор-миллиардер Джордж Сорос. Такое заявление, сообщает MarketWatch, Сорос сделал 3 июня на Фестивале экономики, проходящем в итальянском городе Тренто. «Через три месяца рынкам надоест ждать. Они начнут требовать все большего, но власти не смогут удовлетворить их запросы », — предупредил Сорос.
Парламентские выборы в Греции 17 июня пройдут «под знаком страха изгнания из Евросоюза», но, какое бы правительство ни пришло к власти в Греции, «оно не сможет выполнить требования кредиторов, и осенью нас ждет кульминация кризиса в этой стране», говорит он.
К осени, считает Сорос, ослабнет и экономика Германии, «и канцлеру Меркель будет очень сложно убедить немцев взять на себя еще какие-то еврообязательства».
Европейские проблемы сказываются и на России. Негативные экономические прогнозы привели к падению стоимости нефти, что обвалило рубль. Нарастает отток капитала: $42 млрд за январь—апрель — это более половины всего оттока за прошлый год.
Но российские власти пока не видят причин для особого беспокойства.
«В любом случае мы не ждем каких-то серьезных потрясений и в состоянии оперативно реагировать на любое развитие событий», — заявил президент Владимир Путин в понедельник на пресс-конференции по итогам саммита Россия--ЕС.
Он выразил надежду, что Европе удастся справиться с экономическими проблемами. «Настрой у европейских коллег боевой, подход профессиональный», они проводят «выстроенную осознанную политику» и делают «скорее оптимистические прогнозы», сказал Путин.
Правительство России готово действовать в случае неблагоприятной ситуации на российском валютном рынке, заявил журналистам в кулуарах встречи министров торговли экономик АТЭС первый вице-премьер Игорь Шувалов.
«У нас все законодательство готово. И, если ситуация будет развиваться неблагоприятно, нам есть как на нее ответить», — сказал Шувалов, отметив, что сейчас еще не время для этого.
Он напомнил, что 2 июня 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев провел заседание, посвященное ситуации на мировых финансовых рынках. «По его итогам были даны конкретные указания. Каждый знает, что нужно делать», — сказал вице-премьер, не уточнив деталей.
Распад еврозоны, если произойдет, будет иметь значительный негативный эффект для России, считают эксперты. «Рост ВВП уйдет в отрицательную зону — около 2%, цены на нефть снизятся к $80–85 за баррель. Инфляция может превысить запланированный правительством уровень в 6%. Также Россия столкнется с оттоком капитала — до $95 млрд. Уровень безработицы заметно вырастет — до отметки около 7,1–7,5% с текущих 5,8%, — говорит Александр Новиков, руководитель аналитического отдела ГК Broco. — Страна сильно зависит от внешней рыночной конъюнктуры, как сырьевой экспортер, хотя имеющиеся резервы помогут сгладить негативные последствия в случае развала ЕС».
«В случае реализации пессимистичного сценария – выхода Греции из еврозоны — наибольшие риски для России будут связаны с колебаниями валютных курсов и динамикой на сырьевых рынках»,
— говорит финансовый консультант Saxo Bank Кирилл Самышкин. Зато развал еврозоны, нестабильность в ключевом для мировой экономики регионе, может стать причиной репатриации капитала, добавляет он.
Экономисты Райффайзенбанка считают, что вероятность выхода Греции из зоны евро составляет 50 на 50. Ситуация прояснится 17 июня — после выборов в парламент. «Мы не считаем, что развал — это базовый сценарий», — говорит экономист банка ING по России и Казахстану Дмитрий Полевой.
Скорее всего, проблемы ЕС удастся решить, повысив доверие инвесторов, используя ранее намеченную политику и фонды стабильности, соглашается Новиков. «Средств ESM хватит даже для того, чтобы в 2012 году «забрать с рынка» новый долг Италии, не говоря о более мелких экономиках стран — членов PIGS (Португалия, Ирландия, Греция, Испания)», — говорит ведущий эксперт ЦМАКП Александр Апокин. «Европейский механизм финансовой стабильности не в состоянии решить проблемы таких больших экономик, как Италия и Испания. Кредиты под сравнительно большие проценты не вернут доверие инвесторов», — возражает заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников.
У России нет инструментов влияния на складывающуюся ситуацию, отмечает Самышкин. «Инвестирование золотовалютных резервов в единые евробонды могло быть стать одним из методов насыщения долгового рынка Европы ликвидностью, но это существенно увеличило бы риски и зону поражения от неблагоприятного развития событий в Европе».