В пятницу вечером Минфин внес в правительство поправки в Бюджетный кодекс в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета. Экономисты уже окрестили эти поправки «бюджетным правилом». Его суть в формуле рассчета базовой цены нефти для установления предельного уровня расходов бюджета. Расходы не должны превышать расчетную величину доходов при базовой цене нефти, увеличенной на дефицит бюджета в 1% ВВП.
В 2013 году стоимость нефти предлагается брать как среднюю стоимость за последние пять лет, в 2014 году — за шесть лет, в 2015 году — за семь, а с 2018 года рассчитывать ее на основе 10-летного периода. Предполагается, что новое бюджетное правило будет примененно со следующего года, для бюджета 2013-2015 годов.
«Если правило введут, то увеличивать расходы бюджета, как мы делали это на протяжении последних пяти лет, будет сложнее»,
— считает главный экономист банка «Открытие» Владимир Тихомиров.
Впрочем, это не значит, что под сокращение попадут социальные обязательна. «Вполне возможно, что могут быть пересмотрены другие расходы бюджета», — считает Тихомиров.
Разработать новые бюджетные правила премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития до 30 июня. В поручении говорится, что министерства должны рассмотреть возможность применения базовой цены на нефть за последние 2,5-3 года с включением данных о цене на нефть за 6 месяцев текущего года, а также изучить возможность постепенного увеличения этого периода с 2016 года на 1 год с доведением его до 7-8 лет.
Эксперты предполагают, что власти готовы строго следовать бюджетному правилу.
«Докризисный период показал, что на протяжении достаточно долгого периода времени Россия продемонстрировала возможность строго регулировать бюджет. Если не будет чрезвычайных эпизодов, как в 2008 году, я думаю, что это правило будет строго соблюдаться»,
— говорит главный стратег Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
Впервые публично о новом правиле верстки бюджета глава Минфина Антон Силуанов сказал на Гайдаровских чтениях в январе 2012 года. Необходимость введения нового правила он обосновал тем, что России необходимо повысить устойчивость бюджетной системы от конъюнктуры на внешних рынках. А поскольку наполнение бюджета наполовину зависит от стоимости нефти, то необходимо привязать расходы бюджета к средней стоимости барреля за предшествующие годы. Сверхдоходы следует направлять на формирование «подушки безопасности», в Резервный фонд - в размере 7% ВВП, остальное – на инвестпроекты, считает Силуанов.
Причем, чем большее количество лет будет учитываться при рассчете средней цены на нефть, тем ниже будет базовая цена, заложенная в бюджет, и, соотвественно, меньше расходы.
Если применить бюджетное правило к 2012 году, то в бюджет пришлось бы закладывать цену нефти в $63. Сейчас в бюджет, после корректировки, принятой Госдумой в мае, заложена цена нефти $115.
Цена нефти Brent опустилась в пятницу ниже $100 за баррель впервые с 4 октября 2011 года, сообщило агентство Bloomberg.
Котировка фьючерса Brent на июль на лондонской бирже составила $99,96 за баррель, что на $1,91 (1,87%) ниже уровня четверга. С начала 2012 года Brent подешевела на 7%.
Позиция Минэкономразвития отличается от предложения Минфина, сообщал ранее замминистра экономического развития Андрей Клепач. «Я бы сказал так: бюджетные правила нужны, а в каком формате - это предмет обсуждения», - заявил Клепач. В частности, в Минэкономразвития обсуждался такой вариант: берется цена нефти предыдущего года и трех лет и оценивается, как бюджет может реализоваться в этих условиях. Кроме того, правитльство должно получить право делать исключения из бюджетного правила в случае резкого изменения ситуацияи на рынках, считает Клепач.
У экспертов, подготовивших доклад по корректировке «Стратегии-2020», имеется свой вариант бюджетного правила.
При таком подходе бюджет в 2013 году должен был бы быть сбалансирован при цене $70, в 2014 году — $78, в 2015 году — $85, а в 2016 году — исходя из прогнозируемых Минэкономразвития цен на нефть — около $90 за баррель.
Сейчас власти обеспокоены в первую очередь тем, что нефть дешевеет и готовы ввести бюджетное правило, ограничивающее расходы бюджета. Но это грозит стагнацией госрасходов,
— отмечает Юлия Цепляева из BNP Paribas. «Чтобы стимулировать рост экономики, потребуется наращивание, а не сокращение госрасходов», — предупреждает она.
Она считает, что нет смысла прописывать сейчас механизм исключения из правил на случай форс-мажора, как предлагал Клепач. Это сделает более сложной схему базового режима. «Скорее всего, момент исключения и размер исключений определит президент Владимир Путин лично и даст указания всем заинтересованным лицам, участвующим в процессе», - уверена Цепляева.
Клепач абсолютно прав, возражает Лисоволик. Но для использования исключений, необходима ситуация, сопоставимая с 2008 годом – это должно связано быть с очень существенным падением темпов экономического роста, с очень значительными шоками, связанными с резким падением цен на нефть, отмечает эксперт.