Традиционная модель распространения платного контента в интернете — в частности, музыки, игр и фильмов — больше не работает, признал сооснователь и исполнительный директор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин.
«Она сломалась», — заявил топ-менеджер на московской конференции DLD, организованной в партнерстве с фондом «Сколково».
Плата за скачивание отдельных треков и фильмов сейчас функционирует в формате сетевых подписных сервисов. Аркадий Волож, исполнительный директор «Яндекса», оценивает этот рынок в глобальном масштабе в «миллиарды долларов» — в сотни раз меньше, чем рынок доступа в интернет, и в десятки раз меньше рынка онлайн-рекламы. В 2011 году рунет собрал почти 42 млрд рублей, подсчитали ранее в Ассоциации коммуникационных агентств России.
Если пропорции, характерные для глобального рынка, сохраняются в России, платное скачивание контента приносит менее 5 млрд рублей в год.
Альтернативный вариант — бесплатное распространение контента с возможностью оплаты дополнительных возможностей и сервисов. На рынке игр это freetoplay, бесплатное скачивание игры в сочетании с возможностью покупки дополнительных опций и виртуальных товаров. Подобная модель используется и в социальных играх, например в популярном «Счастливом фермере». В случае с видео и аудиоконтентом возможна плата за стриминг – доступ к обновляющемуся списку композиций (видеозаписей) одного артиста или близкой тематики.
«Но часть контента должна обязательно быть доступна бесплатно», — сказал Гришин «Газете.Ru», добавив, что пользователям можно предложить заплатить за продолжение просмотра.
Для России такая бизнес-модель актуальнее традиционной платы за треки, уверен он. «Плата за контент ограничивает возможность попробовать. Альтернативная модель позволяет людям тратить столько, сколько они хотят, — $10, $50 или $100», — заметил Гришин, назвав такой источник доходов более стабильным по сравнению с покупкой контента в сети. «Спад в экономике не провоцирует резкое снижение доходов, быстрый рост не приводит к скачку», — утверждает он.
Apple не согласилась бы, замечает Томас Кюнстер, вице-президент Booz&Co, участвовавший в дискуссии с Гришиным.
Не только Apple, но и Burda, заметил Пол-Бернард Каллен, исполнительный директор HubertBurdaMedia. «Модель распространения зависит от типа и качества контента, — сказал он «Газете.Ru». – Люди готовы платить за статьи The Wall Street Journal и прогнозы Нуриэля Рубини. Если речь идет об общедоступном контенте, модель платного распространения работать не будет». В качестве примера медийного бренда, способного генерировать платный контент, из портфеля Burda он назвал журнал Focus.
«Но это требует больших инвестиций», — признал Каллен, не ответив на вопрос, возможен ли в принципе экономически обоснованный вариант бесплатного распространения подобного контента.
В России по модели платного распространения контента работает газета «Ведомости», которую выпускает издательский дом «Бизнес ньюс медиа» в партнерстве с The Wall Street Journal и Financial Times.
Российские продюсеры консервативны: «Мы рассматриваем интернет как площадку для коммерческой эксплуатации произведений и заинтересованы в их легальном использовании», – говорил «Газете.Ru» в декабре юридический советник ассоциации теле- и кинопродюсеров России Сергей Семенов.