Наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив (АСИ), которому премьер-министр Владимир Путин поручал подготовить меры для улучшения инвестклимата, утвердил четыре «дорожные карты» — планы мероприятий по «повышению доступности энергетической инфраструктуры», по «поддержке доступа на рынки зарубежных стран и поддержке экспорта», по «улучшению предпринимательского климата в сфере строительства» и по «совершенствованию таможенного администрирования».
«Все участники процесса почти по всем вопросам в результате довольно жесткой дискуссии пришли к единому мнению», — рассказал Путин по итогам заседания. В недельный срок «дорожные карты» должно утвердить Минэкономразвития, пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
Несогласованными остались два пункта в «дорожной карте» по совершенствованию работы таможни. В частности, по словам премьера,
ФТС не устраивает предложенная бизнесом новая система оплаты за таможенные услуги по импорту, «чтобы товары выпускались с таможни гораздо раньше, чем это сегодня имеет место быть».
Путин сообщил, что предприниматели предложили механизмы, которые во многих странах эффективно используются, в частности, так называемых револьверных гарантий. Механизм позволяет пропускать товары через границу под гарантии высококлассных банков.
ФТС против постоплатной схемы.
«У наших фискальных органов есть опасения, что это задержит поступления денег в бюджет. Сегодня товар выпускается только после того, как деньги зачисляются на счет казначейства. Но в этом смысле я, скорее, соглашусь с предпринимателями»,
— подчеркнул Путин.
По словам будущего президента, необходимо сделать так, чтобы процедура, обеспечивающая фискальные интересы государства, «была отработана до мельчайших деталей», но при этом она «была приемлема для бизнеса и благотворно отражалась на деятельности всей экономики».
Неразрешенным остался и вопрос по деятельности государственных унитарных предприятий (ГУПов). «К сожалению, часто эти структуры обслуживают либо собственные интересы чисто коммерческого характера, либо интересы своих материнских компаний или административных структур», — подчеркнул премьер. По словам Путина, на заседании договорились предпринять шаги либо по ликвидации ряда ГУПов, либо по их приватизации.
России необходимо сделать 100 шагов по созданию благоприятного инвестиционного климата и подняться в рейтинге Всемирного банка Doing Business с 120-го до 20-го места, призывал Путин, выступая 11 апреля в Госдуме. Для улучшения инвестклимата планируется разработать 22 «дорожные карты». На прошлой неделе АСИ презентовало 4 «дорожные карты». Ответственным за улучшение инвестклимата на таможне был назначен вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло.
Сурвилло пояснил «Газете.Ru», что в «дорожной карте» по таможне ставится задача пропуска автотранспорта через границу за 20 минут. Правда, эту задачу реально реализовать не раньше 2015—2018 годов. По оценкам Всемирного банка, автотранспорт задерживается сейчас на российской таможне в среднем на 80 минут.
«Бизнес поставил нам задачу, чтобы таможня пропускала грузы проще, быстрее и сама таможня работала бы прозрачнее. Нужно, чтобы сначала проводился выпуск товара через таможню, а потом взималась плата за него»,
— пояснил Сурвилло. По его мнению, пропускать товар можно не только под банковские гарантии, но и под поручительство и под залог.
Сурвилло лишь отчасти разделяет опасения ФТС по поводу снижения поступлений в бюджет. «В начале реформы сборы могут снизиться, потом возрастут», — говорит он.
Управляющий партнер юридической компании «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев считает неоправданными опасения таможенников. «Существует система страхования вкладов, по этой аналогии необходимо создать пул банков, которые будут выдавать гарантии по оплате товаров, проходящих через границу», — говорит Леонтьев.
Аргумент по поводу того, что банковскую гарантию можно подделать, вообще, по его словам, не выдерживает никакой критики. «Подделать можно все. Даже деньги. Но никто же не предлагает перейти к натуральному обмену!» — говорит эксперт.
По его словам, процедуры выпуска товара через границу под финансовое обеспечение, в том числе под банковскую гарантию, применяется и сейчас, говорит гендиректор «Совтрансавто» (международный грузоперевозчик) Владимир Тян. «Но таможня применяет фингарантии неохотно, только по некоторым видам товаров, ей так удобнее», — отмечает Тян. А вот ликвидировать ГУП, который занимается оформлением товара, было бы, по его мнению, неправильно: «Это мощный холдинг с подразделениями во всех регионах России. Но приватизация возможна».