О том, что любое предприятие в стране можно приватизировать, если «имеются условия для этого и соответствующий инвестор», заявил вице-премьер Белоруссии Сергей Румас. Ранее схема была другой: приватизация в стране ограничивалась списками компаний, завизированными президентом Александром Лукашенко.
«На совещании у Лукашенко было решено отказаться от приватизационных списков. Таким образом, сегодня нет утвержденных списков предприятий, которые подлежат приватизации в этом или в следующем году», – сказал Сергей Румас. Вместе с тем любое предприятие в Белоруссии можно приватизировать, если есть условия, соответствующий инвестор, сказал вице-премьер.
По словам Румаса, белорусское правительство будет активнее продавать акции государственных предприятий через Белорусскую валютно-фондовую биржу.
До сих пор в Белоруссии на каждый год составлялся список приватизируемых объектов, который утверждался лично президентом. В план приватизации белорусских госпредприятий на 2012 год включены 133 объекта. Большая часть из них – это предприятия, акции которых не были проданы в 2011 году, 43 – новые.
В 2012 году правительство планировало получить от приватизации 19 наиболее важных предприятий $2,5 млрд.
Но, по данным Госкомимущества, приватизационный план на 2008–2010 годы был реализован только на 10%. А по итогам приватизации в 2011 году в Белоруссии было продано 20,5% от запланированного количества предприятий.
Глава Госкомимущества Белоруссии Георгий Кузнецов ранее признал, что основу приватизационного списка составляют малоперспективные и убыточные предприятия. 19 интересных инвесторам предприятий, от продажи которых планируется получить $2,5 млрд, включают активы министерства промышленности и концерна «Белнефтехим».
Ориентир на уровне $2,5 млрд от приватизации выступает одним из условий предоставления Белоруссии кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере $3 млрд.
Зампредседателя Объединённой гражданской партии Белоруссии положительно оценивает решение отменить приватизационные списки. Но «наличие условий и соответствующего инвестора» – это очень расплывчатые критерии для приватизации: велика вероятность принятия субъективных решений, предупреждает он.
90% внимания к белорусским промышленным активам – это интерес российского бизнеса, говорит политолог Виктор Демидов. «Во-первых, всё ещё остающиеся со времён СССР хозяйственные связи, актуализированные в рамках Таможенного союза и ЕЭП. Во-вторых – ориентированность белорусских производств на потребителей в России и странах СНГ. Белоруссия торгует с Евросоюзом, но поставляет ограниченный круг товаров: нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопрокат. Ассортимент товаров для Росси шире – от тракторов и грузовиков до сыра и молока», — отметил он.