Минэкономразвития внесло в правительство обновленный прогноз социально-экономического развития России до 2030 года. Он предусматривает два сценария: инновационный и консервативный, или энерго-сырьевой. При реализации первого из них экономика может расти в среднем на 4,4% в год в период с 2011-го по 2030 год, а в энерго-сырьевом — на 3,5—3,6% в год.
Оба варианта предполагают постепенный рост цен на нефть Urals: в 2020 году она достигает $122 за баррель, в 2030 году — $158 за баррель. Разница в подходах.
Инновационный прогноз включает «более динамичную модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры», формирование «конкурентоспособного инновационного сектора», включающего «сектор генерации знаний, высокотехнологичный комплекс в промышленности и в сфере услуг», рассказал замглавы МЭР Андрей Клепач. По такому сценарию роль нефтегазовых доходах в формировании российского бюджета сократится к 2030 году почти в два раза по сравнению с уровнем 2012 года — до 5,3% ВВП.
Инновационная модель роста предполагает не только структурные сдвиги в экономике, но и социальные изменения, в том числе рост среднего класса: с нынешних 22% населения до 37% в 2020 году и 50% к 2030 году (к среднему классу министерство относит людей с доходами не ниже 6 прожиточных минимумов). Частные и государственные расходы на здравоохранение при этом возрастают до 7,1% ВВП к 2030 году с 4,6% процента ВВП в 2010 году, образование — до 7,0% ВВП с 5,2% , науку — до 3,0% ВВП с 1,2%.
Но этот сценарий в отличие от консервативного предполагает сохранение дефицита бюджета в течение всего срока на уровне 1,5—2% ВВП в год. Но государственный долг к 2030 году не превысит 20—25% ВВП, обещает МЭР.
По расчетам ведомства, России за ближайшие 18 лет предстоит пережить две очередные кризисные полосы в мировой экономике — в 2017—2019 и 2026—2026 годах, которые, однако, должны быть менее разрушительными, чем кризис 2008—2009 годов. МЭР в качестве страховки от новых кризисов предлагает в долгосрочной перспективе сохранить совокупный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) на уровне 6% ВВП.
Экперты скептически оценивают расчеты МЭР. «Прогнозы на такой срок носят умозрительный характер. Но основной их минус в том, что общий тон обоих сценариев успокоительный. Они не мобилизуют на проведение структурной перестройки экономики, конкретные механизмы которой также не прописаны», — отмечает начальник аналитического отдела группы «Церих» Николай Подлевских.
«Сохранение дефицита бюджета, прописанное в инновационном сценарии, представляет огромный риск для российской экономики с учетом нестабильной ситуации в мире. России придется занимать, а стоимость заимствований может серьезно вырасти»,
— предупреждает Игорь Николаев из ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов). «Такой инновационный сценарий заставляет задуматься, а не предпочесть ли нам энерго-сырьевой вариант развития, который предполагает бездефицитный бюджет к 2015 году», — иронизирует эксперт.
В феврале прошлого года премьер Владимир Путин отложил на год выбор стратегии-2030 до завершения парламентской и президентской кампаний. За это время Минэкономики обновило документ, в том числе с учетом предвыборных обещаний тандема, и вновь вынесло на суд правительства, которое, по словам Клепача, планирует рассмотреть его 26 апреля.