При сохранении зависимости от энергетического экспорта на текущем уровне темпы роста экономики России не превысят 2—3%. Снижение произойдет «достаточно быстро», объявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина во вторник на форуме в Высшей школе экономики.
«По нашим оценкам, в случае сохранения доминирования сырьевого и топливного комплекса в структуре экономики, как это есть сейчас, в случае сохранения неконкурентоспособных институтов, проблемного предпринимательского климата темпы роста экономики достаточно быстро снизятся до 2—3% в год», — подчеркнула министр.
Это уровень развитых стран: в США экономика, по оценкам банка Goldman Sachs, в 2012 году вырастет на 2,1%, в восстанавливающейся после природной и техногенной катастроф Японии — на 2%. Экономика Индии, партнера России по группе BRICS, будет расти в разы быстрее — на 7,2% (прогноз Goldman Sachs).
Темпы роста экономики в 2011 году Росстат оценивает в 4,3%. Сейчас Минэкономразвития ориентируется на рост в 2012 году на уровне 3,7% при среднегодовой цене на нефть в $100 за баррель. Во вторник МЭР объявило о повышении прогнозной стоимости сырья до $115 за баррель.
Снижение темпов на 0,7—1,7% гарантирует России «быструю потерю доли на мировом рынке и, главное, сокращение возможностей для повышения уровня доходов и уровня жизни, поэтому для нас такие темпы роста неприемлемы», резюмировала Набиуллина.
По итогам января 2012 года экспорт топливно-энергетических ресурсов обеспечил 75,4% общего объема экспорта из России (таможенная статистика). Зависимость экономики от цен на сырьевых рынках в последние годы увеличилась, предупреждают экономисты. А бюджетная политика привела к существенному увеличению доли расходов по отношению к ВВП, писали ранее аналитики S&P, предупреждая о возможном снижении рейтинга России в условиях падения стоимости нефти до $60 за баррель (средняя цена за 3 года). «Несмотря на рекордный объем доходов от продажи нефти в 2011 году, профицит бюджета расширенного правительства составляет всего 0,8% ВВП. В 2012 году для формирования сбалансированного бюджета цена на нефть должна в среднем равняться $120 за баррель» — говорится в отчете S&P. В 2008 году баланс достигался при цене в $55 за баррель.
В таких условиях дорогая нефть не обеспечивает ускоренного роста ВВП: приоритетами трехлетнего бюджета 2012—2014 годов остаются армия и силовые ведомства. «Эффект экстенсивных факторов роста сокращается, необходимо задействовать интенсивные: увеличение производительности труда, инвестиции в основной капитал», — объясняет главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.
«Консервация существующего экономического уклада чревата существенным замедлением роста в ближайшие несколько лет», — убежден он.
Рост цен на нефть уже не сказывается однозначно положительно на пожеланиях инвесторов, добавляет главный экономист ING Russia Дмитрий Полевой: дорогое сырье спровоцировало устойчивый отток капитала.
О росте сырьевой зависимости предупреждал и Всемирный банк, снижая прогноз по росту экономики в 2012 году с 3,8% до 3,5%.
«В России прогнозируется относительное замедление — до 3,9% до конца года (в прошлом году ВВП вырос на 4,2%), — замечает главный экономист российского офиса Goldman Sahcs Клеменс Граф. — В 2014 году темпы роста увеличатся до 4,5%».
Но страна сохраняет возможность роста благодаря высокому уровню внутреннего спроса: прогнозируем его на уровне 5%, успокаивает Граф, признавая, что экономика зависима от цен на сырье.
В Минэкономразвития ставят цель — изменить внешнеторговую структуру и нарастить экспорт несырьевых товаров в 2,5 раза до 2020 года и в 7,5 раза до 2030 года.
Это предусмотрено сценарием инновационного развития: со стороны государства он предусматривает рост расходов на образование с 5% ВВП до 7% ВВП к 2030 году и на здравоохранение — до 7,3% ВВП (сейчас 6,2%). Стратегия ориентируется и на рост частных инвестиций в эти отрасли, а также на развитие частно-государственного партнерства в инфраструктурных проектах и модернизацию производств с соответствующим повышением производительности труда.
Росту несырьевых поставок будет способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, заметил Лисоволик. Но обеспечить рост отчислений на образование и здравоохранение, по его мнению, можно только в условиях экономического роста и повышения эффективности запланированных госпрограмм в других отраслях. Очередное повышение социальных обязательств — это риск с точки зрения бюджетной стабильности, предупреждает Полевой.
Но переход к новой модели роста, по оценке Набиуллиной, обеспечит увеличение ВВП в среднем на уровне не ниже 4,4% до 2030 года. «Доля России в мировой экономике повысится с 3% до 3,5% в 2020 году и до 4% к 2030 году», — рассчитывает министр.