Португалия должна занять у частных инвесторов 10 млрд евро. Это условия выделения стране финансовой помощи от Европы и МВФ в размере 78 млрд евро (30 млрд евро уже получено, еще 11 млрд евро поступят в 2012 году).
В противном случае Лиссабон окажется в той же ловушке, что и Афины в марте 2012 года — она не сможет выплатить 9,7 млрд евро по облигациям в сентябре 2013 года. По требованию МВФ привлечение средств от инвесторов должно происходить за год до потенциальной даты дефолта.
В последнее время ситуация на долговом рынке для Португалии улучшается. Цена двухлетних бондов Лиссабона растет 10 дней подряд, что стало самым длительным подъемом с февраля 2009 года, по данным агентства Bloomberg. Доходность в ходе торгов в среду сокращалась до 9,22%, самого низкого уровня с апреля 2011 года. Доходность десятилетних облигаций сократилась до 11,2% с 13,5% в начале года.
Пока доходность облигаций снижается, у Португалии появляется шанс предотвратить коллапс, но этот шанс довольно призрачный.
Риски вложений в португальские бумаги, по мнению инвесторов, остаются высокими. Так, агентство Moody's оценивает вероятность дефолта Португалии в ближайшие 5 лет в 17%, что значительно выше, чем у Ирландии, Италии и Испании. Экономическая ситуация не показывает положительной динамики. Соотношение госдолга и ВВП Португалии ухудшается: если во втором квартале 2011 года госдолг составлял 106,5% ВВП, то в третьем — уже 110,1% ВВП. Снизить дефицит бюджета с 9,6% ВВП в 2010 году до целевых 5,9% ВВП в 2011 году удалось только за счет перевода всех пенсионных активов частных банков на баланс государственной системы страхования. В 2010 году для улучшения показателей бюджета правительство использовало схожий маневр с пенсионными накоплениями телекоммуникационной отрасли.
Португальские банки не торопятся покупать долги государства. Объем гособлигаций в их активах на конец января 2012 года, то есть после двух масштабных вливаний кредитов от ЕЦБ, не изменился: 23 млрд евро — столько же, сколько двумя месяцами ранее.
Для сравнения, банки в Испании использовали дешевые кредиты от Европейского центробанка, чтобы повысить на 70% объем купленных долговых обязательств своей страны, а банки Италии — на 15%
«Доходность по португальским облигациям крайне привлекательна, а риски — нет», — говорит ведущий рыночный стратег J.P. Morgan Asset Management Ребекка Патерсон газете The Wall Street Journal..
«Португалия потеряла инвесторов из-за понижения кредитного рейтинга, — говорит стратег из UBS Джастин Найт. — И они вряд ли вернутся».