Около 4% ВВП незаконно выведено из российской экономики путем отмывания средств за рубежом, а также обналичивания внутри страны, подсчитал первый вице-премьер Виктор Зубков.
Проверки Банка России и Росфинмониторинга показали, что из $84 млрд (около 2,5 трлн рублей) чистого оттока капитала в 2011 году с признаками отмывания за рубеж выведено около 1 трлн рублей. В основном через фирмы-однодневки. Еще порядка 1 трлн рублей «обналичено с признаками нарушения закона внутри страны», заявил Зубков в ходе видеоконференции, на которой президент Дмитрий Медведев проверял исполнение своих поручений.
Десятки миллиардов рублей оседают «на таких экзотических рынках перестрахования, как Тунис, Сент-Люсия, Сент-Китс», пожаловался Зубков. При этом основные объемы незаконных финансовых операций происходят в налоговой и таможенной сфере, на финансовом рынке, особенно в банковской сфере. А наиболее уязвимыми для теневого оборота, по словам Зубкова, оказываются бюджетные расходы, имущественные и финансовые активы компаний, в том числе компаний с госучастием, сфера ЖКХ, ТЭК, оборонные и строительные комплексы.
Все это негативно влияет на темпы экономического развития страны, снижает стимулы для привлечения инвестиций и даже создает «серьезную угрозу национальной безопасности», предупредил вице-премьер.
«По имеющейся информации правоохранительных органов, ряд банков фактически создан для обслуживания теневых операций. Эти банки известны, работа по ним правоохранительными органами начата», — уверял он.
По всем компаниям, которые подозреваются в причастности к отмыванию средств, по словам Зубкова, также проводится работа правоохранительных органов, Банка России и Росфинмониторинга, «заводятся уголовные дела». Он подчеркнул, что в рамках межведомственной рабочей группы обеспечена координация правоохранительных органов, налоговых и финансовых служб, ее заседания будут проходить регулярно — раз в две недели. Впрочем, конкретных виноватых в выводе капитала Зубков в ходе своего выступления так и не назвал.
Эксперты сомневаются, что масштабы нарушений так велики, и тем более в том, что «убежавший» капитал удастся вернуть.
«Проверить в такие огромные цифры очень трудно, по всей видимости, они преувеличены. У властей есть желание в этот предвыборный период показать, что «мы все видим и будем бороться», и направить критику на бизнес, заставив забыть о коррумпированности самой власти», — полагает директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
Антон Струченевский из «Тройки Диалог» отмечает, что чистый вывоз капитала из России действительно составил в прошлом году рекордные $84 млрд, однако такой большой отток капитала связан с волатильностью рынков и неуверенностью инвесторов и был характерен для всех развивающихся рынков. «Трудно оценить, сколько капитала было вывезено легально, а сколько нет», — говорит эксперт.
Кроме того, аналитики отмечают, что власти рапортуют о громадных потерях ВВП из-за вывода, а не о своих действиях по борьбе с ним. «Возникает вопрос: где вы были раньше? Тот же Росфинмониторинг создавался для того, чтобы бороться с выводом денег, а не для того, чтобы считать и потом поражать воображение электората», — удивляется Николаев.