Экономисты работающих в России инвестиционных банков встретились с юристом Алексеем Навальным в понедельник, написал в отчете для инвесторов Иван Чакаров, главный экономист «Ренессанс Капитала» (доля принадлежит кандидату в президенты Михаилу Прохорову – «Газета.Ru»).
Поговорить с одним из лидеров российского протестного движения пришли около 40 финансистов. Среди присутствовавших были Чакаров, главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, стратег Citi Андрей Кузнецов, главный экономист отделения Barclays Capital в Москве Владимир Пантюшин, а также представители «Тройки Диалог», ВТБ, Credit Suisse и других банков.
«Просто ознакомительная» встреча, описал Навальный. «Ничего такого, имеющего специальный смысл», — уточнил он в ответ на вопрос «Газеты.Ru».
Понять, что собой представляет Навальный, инвестсообществу не удалось, признается Чакаров: «Пока он довольно уклончив, сложен для понимания: нужно присмотреться». Два факта для главного экономиста «Ренессанса» очевидны: Навальный придал новый интересный вкус политическому процессу, и перед ним длинный путь, «чтобы втереться в доверие к большинству жителей России».
Одна из целей собрания – успокоить инвесторов, говорит Кузнецов из Citi. «В России существует политическая неопределенность, связанная с протестными движениями, и многие инвесторы обеспокоены этим», — заметил экономист.
Их интересовали цели Навального. Это «большая политическая конкуренция и плюрализм», ответил юрист и обещал приложить «огромные усилия», чтобы не упустить момент для активизации уличных протестов и настоять на повторных выборах в Госдуму к декабрю 2012 года и президентских выборах в течение 1,5 лет.
Это, по мнению Навального, возможно при снижении рейтинга Путина до 35%.
Навальный пытался убедить инвесторов в отсутствии риска масштабных столкновений между правоохранительными органами и участниками уличных манифестаций. «Ничего серьезного не случится», — говорил он, передает Чакаров. «Единая Россия», по словам Навального, просто попытается «смешать его имя с грязью и напугать людей, представляя его букой».
Стратегию Навального экономист описал как попытку давления на власть по множеству точек в сочетании с готовностью к взаимодействию с «оппозицией любых цветов».
На этом фоне Навальному пришлось убеждать аналитиков, что он не выступает с позиций националистического экстремизма, добавляет экономист — участник встречи. Но открытие политического процесса для «более радикальной политической партии» политик не считает опасным, приводя в пример Венгрию.
«Я не думаю, что иностранные инвесторы были в восторге от услышанного», — прокомментировал Чакаров.
Пока Навальный намерен набрать 20 000 наблюдателей-добровольцев для контроля за ходом президентских выборов в марте (пока собрались 8 000 по данным Чакарова, Навальный сообщил во вторник о 10 101 добровольце — «Газета.Ru»). Но не будет организовывать политическую партию, считая, что важнее иметь «небольшую группу убежденных сторонников».
Он признался, что сомневается в способности «любой либеральной партии» собрать больше 10% голосов в России, где жители «по природе довольно консервативны».
В плане личных амбиций Навальный пытался произвести впечатление скромного «практичного политика», ориентированного на ежедневные дела, описывает Чакаров. «Довольно безуспешно», по мнению экономиста «Ренессанса», он представлял себя обычным борцом с коррупцией. «Говорил, что понимает – люди могут устать от него, его могут забыть, но ему самому важно, чтобы стрелка его морального компаса указывала правильное направление», — пересказывает беседу Чакаров, добавляя: «По моему, он пылает амбициями стать кем-то большим».
Изложение экономических позиций было путанным, оценил главный экономист «Ренессанса»: «Он отметил, что сейчас главная цель – это борьба с коррупцией и борьба за большее участие в политических процессах, а не работа над экономическими программами». Навальный, как пересказывает Чакаров, назвал хорошими не только программу Германа Грефа от 2010 года, но «Стратегию-2020», которую правительственные эксперты пишут для Путина, но выразил уверенность, что инициативы не будут реализованы.
Наталия Орлова говорит, что не составила впечатления о серьезности политических амбиций Навального. «Борьба с коррупцией является лейтмотивом его деятельности, потому что он постоянно сталкивается с этой проблемой как профессиональный юрист. Он выступает за повышение прозрачности системы и за то, чтобы буква закона не расходилась с действиями. У меня не возникло ощущения, что он является политиком в общепринятом смысле слова», — заметила она.
Нет, Навальный вынашивает политические амбиции, уверен Чакаров. «Их сложно четко структурировать, они будут эволюционировать. Но я бы все-таки назвал его социальным консерватором. И Навальный понимает, что именно такое представление о нем дает ему шанс обратиться к широким слоям общества», — заметил экономист.
Стоит вопрос, кто бы мог прийти на смену текущему политическому режиму, если протестные движения к чему-либо приведут, признает и Кузнецов.
«Инвесторам было важно встретиться с одним из наиболее заметных представителей оппозиции. Навальный, со своей стороны, стремится успокоить, убеждал не бояться перемен», — напоминает стратег Citi.
Сложно сказать, видит ли он себя президентом, но его политические амбиции налицо, резюмировал он. А Чакаров назвал главной целью Навального «завоевание популярности и создание условий для участия в президентских выборах и победы на них». Навальный не живет политическими сценариями и раскладами, спорит Орлова: он не старается играть на публику.
«На мой взгляд, он довольно сильно опоздал, но, с другой стороны, он видит возможности. Он пытается их использовать, еще летом у него таких амбиций не было», — говорит один из участников встречи, пожелавший сохранить анонимность.