Бюджетный пакт, который станет новой основой для экономического единства Европы, принят 25 странами Евросоюза. Это основной итог первого саммита лидеров ЕС в 2012 году, завершившегося утром во вторник в Брюсселе. «Учитывая жесткие временные рамки, это настоящий шедевр», — заявила канцлер Германии Ангела Меркель.
Чехия отказалась присоединиться к пакту из-за внутренних разногласий в парламенте страны по вопросу ратификации соглашения.
Впервые о новом бюджетном пакте, который ужесточит фискальную дисциплину в Европе, упомянули в начале декабря. «Евро вернет себе авторитет, только если мы изменим договоры в сторону увеличения стабильности союза», — убеждала тогда Меркель. Главными инициаторами пакта были Германия и Франция. Великобритания сразу высказалась против. К ней тогда примкнула Венгрия, однако позже ее удалось переубедить. Чехия и Швеция колебались.
В доработанном виде пакт предусматривает контроль за бюджетной дисциплиной со стороны Европейского суда. Суд будет вправе налагать штрафы на государства, где дефицит бюджета вышел за допустимый уровень. Максимальный штраф — 0,1% ВВП, что для Италии, к примеру, составляет $2 млрд.
Дефицит бюджета не должен превышать 0,5% ВВП (сейчас 3% ВВП), допустимый уровень госдолга постепенно сохраняется на уровне 60% ВВП.
Договор о бюджетном пакте должен быть ратифицирован национальными парламентами.
Другие вопросы, решения которых ждали от встречи европейских лидеров, остались без ответа. Так, договор о запуске европейского механизма стабильности — второго фонда для финансирования проблемных стран на 500 млрд евро, который должен заработать летом 2012 года, — не был утвержден. Одновременно с запуском обсуждается увеличение ранее оговоренного размера фонда до 750 млрд евро, которому противится Германия.
Решение отложено до следующего саммита ЕС, назначенного на 1 марта.
Выделение следующей порции финансирования для Греции тоже не согласовано. Греческий вопрос обсуждался после основной встречи на дополнительном совещании с участием президента ЕС Хермана ван Ромпея, премьер-министра Греции Лукаса Пападемоса и члена исполкома ЕЦБ от Германии Йорга Асмуссена. Решение о передаче контроля за частью бюджетных решений от Афин к специальному уполномоченному от ЕС, слухи о котором на прошлой неделе ходили среди европейских чиновников, не было принято. Госпожа Меркель не стала настаивать, а без этого у предложения было мало шансов на успех, пояснил The Wall Street Journal один из чиновников.
«План выздоровления греческой экономики может реализовать только Греция, — заявил после саммита президент Франции Никола Саркози. — Ни одна страна не может быть взята под принудительную опеку. Это не будет ни ответственно, ни демократично, ни эффективно».
Это уже 16-я встреча за последние два года (с того момента, как у Греции начались проблемы), завершившаяся безрезультатно. Но европейские политики не отчаиваются. «Если бы я не был оптимистом, вы бы сообщили о моем самоубийстве месяцы назад», — заявил журналистам премьер-министр Люксембурга и глава еврогруппы Жан Клод Юнкер.
Инвесторы настроены пессимистичнее политиков.
Соглашение «мало что дает в экономическом смысле и ничего не дает для решения насущных проблем»,
категоричен управляющий директор Re-Define Сони Капур. Его цель, по словам Капура, «заверить Германию и ЕЦБ, что проблемные страны еврозоны будут финансово целомудренны». Европейские биржи, закрывшиеся до итогов саммита, снизились на 1—1,5%. Доходность облигаций Португалии во время вчерашних торгов повысилась до рекорда со времени введения евро. Доходность двухлетних бондов подскочила до 21%, десятилетних — до 17,39%.