Официальный старт давосской программы состоится в 20.00 по московскому времени. На предваряющих открытие форума «круглых столах» участники World Economic Forum уже успели обсудить будущую антиутопию и «темную сторону интернета» — риски, указанные в ежегодном докладе WEF.
Сейчас работает сессия «Всемирный экономический мозговой штурм». Штурм проходит в довольно спокойной обстановке: участники дискуссии сидят за столиками и обсуждают «новую реальность бизнеса и государственного управления».
Спор начался еще в кулуарах форума.
У западной модели свободного рынка осталось 3—4 года для того, чтобы измениться, заявил в самом начале давосской встречи Дэвид Рубинштейн, управляющий инвестфонда Carlyle.
«Если не изменимся, то скоро проиграем», — говорит он, имея в виду конкуренцию с развивающимися странами, в которых государство играет более заметную роль в экономических системах, чем в США и Западной Европе.
«Для капитализма, в условиях которого мы живем и который мы считаем лучшим в мире из всех возможных типов капитализма, это будет конец игры», — пожаловался Рубинштейн, который по итогам 2011 года получил в Carlyle бонус в $134 млн.
У генерального секретаря Международной федерации профсоюзов Шерон Барроу нашлось предложение, как исправить ситуацию. «Давайте сядем за стол и обсудим, как поднять реальную экономику, — обратилась она к финансистам. — Потому что сейчас финансовая система ее убивает. Социальная напряженность, которая за этим следует, не понравится никому».
Но пока следует разобраться с последствиями финансового кризиса, уверены участники форума. Главная проблема — последствия возможного дефолта перегруженной долгами Греции.
Перспективы экономических реформ в стране сомнительны, признался в кулуарах WEF инвестор Джордж Сорос. «В греческом правительстве политики, которым предстоят выборы», — говорит он, противопоставляя Греции Италию, где «в правительстве технократы».
Греции нужно выйти из еврозоны, категоричен приехавший в Давос глава Сбербанка Герман Греф.
Но Сорос уверен, что даже возможный дефолт страны не будет означать ее отказа от евро. Хотя и он говорит о возможном исключении Греции из зоны единой валюты: «В Греции есть много влиятельных сторонников отказа страны от евро. Владельцы бизнеса сильно заинтересованы в том, чтобы платить налоги в драхмах, а не в евро».
В целом Европе недостаточно структурных реформ для решения проблем перегруженных долгами стран, заявил Сорос. К ним нужно прибавить строгую бюджетную дисциплину в наиболее пострадавших от долгового кризиса странах. «Но потом потребуются новые меры, дополнительные стимулы для выхода из дефляционной спирали. Структурных реформ недостаточно. Нужны стимулы со стороны Евросоюза. Это выпуск облигаций в том или ином виде».
Простого решения европейский кризис не имеет, сказала «Газете.Ru» управляющая портфелем инвестиционного фонда Oppenheimer Сара Зервос (западные газеты называли этот фонд в числе главных виновников глобального кризиса 2008—2009 годов. — «Газета.Ru»).
«Европейский центробанк принимает меры, чтобы обезопасить финансовую систему. Теперь правительства должны привести свои бюджеты в порядок», — призвала она.
Позднее, в 20.30 по московскому времени, на форуме ждут заявлений от канцлера Германии Ангелы Меркель. Перед открытием давосской сессии она дала программное интервью европейским газетам, в котором высказала мнение, схожее с позицией Сороса: развитие Европы не должно ограничиваться укреплением бюджетной дисциплины, следует думать о росте экономики. Канцлер говорила о «совместной ответственности в случае более глубокой интеграции», но заметила, что не имеет в виду выпуск единых европейских облигаций. Ранее о возможности выпуска общих долговых бумаг 17 стран еврозоны заявляли в Еврокомиссии.
Инвесторы рассчитывают, что Меркель даст ориентиры для фондовых рынков.
«Контролировать рынки нельзя, но можно идти с ними в одном направлении и использовать их силу в своих интересах», — описывает задачу Меркель в Давосе Хёльгер Шмидинг, экономист из Joh. Berenberg Gossler & Co.