Необоснованный рост госраходов и увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми будут оказывать влияние на мировую экономику в ближайшее десятилетие, говорится в исследовании Всемирного экономического форума (ВЭФ), подготовленном к Международному экономическому форуму, который пройдет в швейцарском Давосе в конце января.
Этот ежегодный доклад ВЭФ седьмой по счету. Составители «Глобальных рисков 2012 года» попросили 469 экспертов в области производства, госуправления, научных исследований и гражданского общества оценить 50 глобальных рисков в пяти категориях (экономической, социальной, геополитической, технологической и окружающей среды) по степени их вероятности и по воздействию по шкале от одного до пяти.
Наиболее вероятными в ближайшее десятилетие эксперты считают существенную диспропорцию в доходах разных слоев населения и хронические бюджетные дисбалансы (по 4,03 балла). Далее с небольшим отрывом следуют увеличение выбросов парниковых газов (3,88 балла), кибератаки (3,80 балла) и недостаток водных ресурсов (3,79 балла).
Но наиболее опасным по силе воздействия эксперты назвали падение системообразующих финансовых институтов или валютных систем (4,08 балла). На втором месте нехватка воды (3,99 балла), на третьем — нехватка продовольствии (3,93 балла).
Менее опасными эксперты считают бюджетные дисбалансы (3,87 балла) и скачки цен на сырье и сельскохозяйственные продукты (3,81 балла).
«Глобальные риски-2012 — это призыв к действию международного сообщества, чтобы улучшить предпринимаемые усилия по координации и сотрудничеству, поскольку ни один из названных рисков не сдержится в национальных границах», — приводятся в докладе слова основателя и президента ВЭФ Клауса Шваба.
Ключевой вывод экономистов — мир стоит на пороге антиутопии. «Антиутопия в противоположность утопии описывает место, в котором жизнь полна сложностей и пустых надежд», — подчеркивают авторы исследования.
Взаимосвязь бюджетных, демографических и социальных рисков может привести к тому, что большая часть молодого населения столкнется с высокой хронической безработицей, при этом увеличивающееся число пенсионеров все больше будет зависеть от правительств, которые и так отягощены долгами.
Число людей старше 60 лет в мире выросло с 8% населения в 1950 году (200 млн человек) до 11% в 2009 году (760 млн человек) и может более чем удвоиться к 2050 году (до 2 млрд человек).
И молодая часть населения, и пожилая могут столкнуться с разрывом в уровне доходов, что угрожает социальной и политической стабильности, подчеркивается в докладе ВЭФ. А в развитых странах, например, Западной Европе, Северной Америке и Японии, работающее население предпенсионного возраста опасается сокращения своих социальных прав, таких как государственные пенсии и гарантированный доступ к качественной медицине.
А молодые люди понимают, что им предстоит поддерживать растущее число пенсионеров. Численность пожилых людей увеличивается на 2,6% ежегодно, что по темпам опережает рост населения в целом — менее 1% в год в ближайшее десятилетие. И этот тренд не ограничивается лишь развитыми странами: в развивающихся странах начала сокращаться доля молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет.
Пока такие страны, как Бразилия, Индия, Китай, Россия, Мексика, Перу, спешат воспользоваться преимуществом так называемого демографического окна (растущего трудоспособное население при относительно низком числе тех, кто зависит от государства).
Но способность этих стран воспользоваться этой возможностью, пока взрослое население не состарилось, «далеко не гарантирована», подчеркивается в докладе.
Вторая группа рисков связана с безопасностью. «Совокупность рисков, связанных с новыми технологиями, финансовой взаимозависимостью, истощением ресурсов и климатическими изменениями, подрывает слабую и хрупкую природу существующих гарантий — политики, норм, законов или институтов, которые служат защитной системой», — подчеркивают авторы исследования.
В качестве примера авторы доклада привели извержение исландского вулкана Эйяфьядлаекюдль в апреле 2010 года. Из-за облака вулканического пепла в Северной Европе Международная организация гражданской авиации (ICAO) потребовала отменить тысячи полетов в соответствии с мерами безопасности, разработанными после крушения некоторых самолетов во время извержения вулкана Пинатубо в 1991 году. В результате потери авиакомпаний составили $1,7 млрд. «На пике кризис затронул 29% мировой авиации, от него пострадали 1,2 млн пассажиров в сутки. Масштабы кризиса затмили последствия 11 сентября 2001 года, из-за которых воздушное пространство США было закрыто на три дня», — подсчитала тогда Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).
Потом авиакомпании рискнули провести тестовые полеты. Обнаружилось, что самолеты не пострадали от облаков пепла. В данном случае регулирование было слишком суровым, из-за чего многие люди вынуждены были отменить свои полеты, но и альтернативы в данном случае не было, поскольку речь шла о человеческих жизнях и об общественном доверии к безопасности полетов.
Необходимо разработать новые стандарты, которые бы позволили учесть все аспекты, подчеркивается в докладе ВЭФ.
Третья группа рисков — это «темная сторона» доступности интернета. «Гипервзаимосвязь — это реальность. С более чем 5 млрд мобильных телефонов в совокупности с подключением к интернету и облачными технологиями повседневная жизнь становится все более уязвимой для киберугроз и цифровых сбоев», — говорится в докладе
Бюджетные диспропорции будут главным риском 2012 года, согласны эксперты. «Это детонатор второй волны кризиса, это то, что уже произошло. Более того, именно «дистопия», проблемы молодого и пожилого населения напрямую связаны с бюджетным риском», — говорит главный стратег Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.