«Мы не просто говорим о бюджетном союзе, мы находимся на пороге его реализации. Я говорю о бюджетном союзе с жесткими правилами как минимум в отношении еврозоны», — заявила канцлер Германии Ангела Меркель, выступая в бундестаге.
Заявление прозвучало накануне встречи канцера с президентом Франции Никола Саркози, которая пройдет в понедельник, 5 декабря. Лидеры двух крупнейших европейских экономик подготовят план реформ к саммиту ЕС 9 декабря в Брюсселе. План будет направлен на создание «стабильного союза», который предполагает жесткие нормы бюджетной дисциплины и санкции за их неисполнение, а также наднациональный надзор за бюджетами стран.
Накануне Саркози, выступая в Тулоне, также говорил о необходимости жесткого контроля за национальными бюджетами.
По словам Меркель, нормы должны быть обязывающими, а санкции применяться автоматически: «Мы должны вернуть себе доверие, которое уже 60 раз подвергалось серьезным ударам». Германия предлагает отправлять страну-нарушитель в Европейский суд.
Сейчас бюджетные показатели стран Евросоюза зафиксированы в Маастрихтских соглашениях: дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП, госдолг должен быть менее 60% ВВП. Но за последние десятилетия правила бюджетной политики нарушались около 60 раз, в том числе самой Германией.
Общий госдолг еврозоны составляет 89% ВВП, среди самых злостных нарушителей периферийные страны еврозоны: на начало 2011 года госдолг Греции составлял 142% ВВП, Италии — 119% ВВП, Ирландии — 96,2% ВВП, Португалии — 93% ВВП. Только три страны зоны евро — Люксембург, Финляндия и Словения — выполняют критерии и соблюдают бюджетную дисциплину.
Сейчас бюджет Евросоюза и бюджеты национальных государств разграничены. Бюджетная политика стран-членов децентрализована и основана на решениях правительств отдельных государств, а бюджет союза направлен скорее на функционирование самой организации, а не на решение общенациональных проблем.
Бюджетный федерализм подразумевает централизованную систему, объединяющую бюджеты всех членов союза. Налоги и платежи выводятся на союзный уровень при существовании относительно автономной бюджетной системы государств-членов.
Бюджетный союз — единственное, что сможет спасти еврозону, уверена Меркель.
По ее словам, выпуск единых гособлигаций еврозоны или превращение Европейского центробанка (ЕЦБ) в кредитора последней инстанции не решат проблем долгового кризиса.
«Доверие к этим двум институтам — судам и центральным банкам — огромная ценность нашей демократии, и наша задача защитить и сохранять их», — подчеркнула канцлер.
О федерализации Европы говорили давно, но на практике это реализовать трудно, говорят эксперты. «Невозможно оформить фискальный союз быстро. Такие проекты делаются долго и консенсусно, а в пожарном порядке это приводит только к развалу. Даже для еврозоны это займет пару лет», — говорит старший аналитик по долговым инструментам ФК «Уралсиб» Антон Табах.
Главная проблема — отказ от суверенитета, необходимый для создания бюджетного союза. Но на это согласятся не все страны еврозоны.
«Я могу себе представить фискальный союз Франции, Германии, стран Бенилюкс, Финляндии, может, еще кого-то, но с трудом представляю себе в этом союзе ту же Эстонии или даже Италию», — говорит Табах.
По словам эксперта, сейчас слишком резкое и самоуверенное заявление политика может привести к отрицательному результату. «После заявлений Меркель еврозона в нынешнем виде не просуществует: либо развал, либо сокращение, — рассуждает Табах. — Европе нужно что-то делать. Но то, что делать нужно, невозможно. А то, что сделать можно, опасно, чревато, крайне неприятно и нарушает все порядки».
Директор центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева видит в заявлении Меркель «ограниченные меры». «Например, более жесткие решения по отношению к государствам, которые не выполняют Маастрихстские соглашения. Максимум, какие-то процедуры «защиты бюджетов» на общем комитете. Но пока речь не идет о создании какого-то бы то ни было федерального казначейства, которое бы собирало налоги. Пока такой централизации, как в США, не будет», — уверена она.