Центробанк повысил прогноз чистого оттока частного капитала из России в 2011 году до $70 млрд с $35 млрд, которые планировались в начале года. Таким образом, он может превысить показатель кризисного 2009 года, когда из России ушло $57 млрд. Больший отток капитала был зафиксирован лишь в 2008 году – $129,9 млрд.
Основной причиной бегства капитала стало «изменение настроений иностранных инвесторов»: они выводили средства из российских инструментов «в условиях возросшей нестабильности на мировых финансовых рынках», говорится в уточненном проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики».
Вложения в иностранные активы стали более выгодны «на фоне неблагоприятного инвестиционного климата в российской экономике», признает регулятор.
Понизил Центробанк и оценку международных резервов. По итогам года они составят $495 млрд вместо ранее планируемых $515 млрд, несмотря на то что цены на нефть продолжают оставаться на стабильно высокими — уровне в $100 за баррель (на конец 2010 года международные резервы составляли $469,4 млрд, на 1 октября 2011 года — $493,6 млрд). Сказалась валютная переоценка резервов из-за ослабления евро и масштабные интервенции Банка России для поддержки курса рубля, отмечает регулятор.
С января по сентябрь из России, по данным Центробанка, ушло $49,4 млрд против $14,3 млрд за тот же период прошлого года.
Но еще в октябре Центробанк не собирался радикально пересматривать годовой прогноз. В проекте, опубликованном 3 октября, оценку чистого оттока предлагалось повысить всего на $1 млрд — до $36 млрд.
Правда, уже 6 октября первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев в интервью Reuters назвал более реальные цифры: к концу года показатель сохранится на уровне конца третьего квартала, около $50 млрд.
Минэкономразвития разделяло это мнение. Значительного оттока капитала из России в четвертом квартале этого года не будет, заявлял в октябре замминистра экономического развития Андрей Клепач. Но прогноз может поменяться, если появятся крупные негативные новости с мировых рынков, предупреждал он.
Октябрь не подтвердил опасений, он оказался крайне успешным для фондовых рынков. Европейским лидерам удалось одобрить новые меры помощи Греции и общий план спасения еврозоны от долгового кризиса.
В результате ММВБ вырос на 11,7%, отыграв больше половины потерь, понесенных с начала 2011 года. РТС поднялся на 20%, компенсировав две трети падения с начала года. Сводный европейский Stoxx Europe 600 за прибавил 9,5%, американский Standard & Poor's 500 — 14%, восстановив показатели начала года.
Но начало ноября грозит перечеркнуть все достижения.
Американские площадки завершили понедельник резким падением после новости о банкротстве крупнейшего брокерского холдинга MF Global. На инвестициях в европейские бумаги компания, по оценкам экспертов, потеряла $6 млрд. По итогам торгов индекс Dow Jones упал на 2,26%, NASDAQ — 1,93%.
Вторник принес новые разочарования. Китайская экономика подала признаки резкого торможения. Рушатся и надежды Европы на спасение от долгового кризиса. Греческие власти заявили о намерении провести референдум, чтобы узнать, готовы ли граждане к резкой экономии ради списания госдолга и новых кредитов от МВФ и Евросоюза. Ответ «нет» означает дефолт страны. Биржи Европы отреагировали обвалом. Менее чем за час торгов французский CAC 40 упал на 3,31%, британский FTSE 100 на 2,44%, немецкий DAX на 4,06%. Российский ММВБ к 15.00 опустился почти на 3%, РТС на 4,5%. Рубль также резко пошел вниз. Средневзвешенный курс доллара к рублю расчетами «завтра» на ММВБ, по которому устанавливается официальный курс ЦБ, вырос на 52,03 копейки, до 30,64 рубля.
«Беспокойство из-за европейских долговых проблем и нестабильной финансовой ситуации в США дало о себе знать. Индекс деловой активности Китая, на чью поддержку так рассчитывает мировая экономика, рухнул до минимальных значений за почти три года. В таких условиях капитал сразу начинает утекать из развивающихся стран», — констатирует экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский.
Впрочем, у России все еще не так плохо, считает эксперт: низкая долговая нагрузка и более или менее независимая монетарная политика властей позволяют надеяться на лучшее.
«Отток капитала — сигнал того, что мы все глубже погружаемся в кризис», — не согласен директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. — Это происходит не так быстро, как в 2008 году, когда всего за несколько месяцев отток капитала составил $130 млрд, но процесс идет: инвесторы первыми почувствовали, как Россию накрывает «вторая волна». По мнению Николаева, оценка ЦБ оптимистична, и отток капитала может составить $80–85 млрд, а при неблагоприятной внешней конъюнктуре и $100 млрд.