Республиканец, глава комитета по надзору за работой правительства в палате представителей Даррел Айсса расследует обстоятельства выдачи кредита североамериканскому подразделению «Северстали» SeverstalNorthAmerica. В письме к министру энергетики США Ситвену Чу конгрессмен выразил сомнение, что переоснащение завода должно проводиться за счет государства, пишет вашингтонская газета The Hill.
Кредит в $730 млн на модернизацию сталелитейного завода Severstal Deaborn в городе Диборн, расположенном в штате Мичиган, правительство США одобрило в июле. Деньги должны пойти на переоборудование завода для запуска производства специальной стали для легковых машин и грузовиков. Реконструкция завода должна обеспечить временной работой 2,5 тысячи строителей, а также создать более 260 постоянных рабочих мест. Появление новых рабочих мест – приоритет экономической политики администрации президента Барака Обамы.
Убеждая министра энергетики предоставить кредит, сенатор Стейбнау подчеркивал, что «рабочие места, которые будут созданы, имеют решающее значение для восстановления экономики штата Мичиган и в целом нашей страны».
Кредит SeverstalNorthAmerica будет предоставлен в рамках специальной правительственной программы модернизации автопроизводства (Advanced Technology Vehicles Manufacturing program — ATVM), общий объем которой составляет $25 млрд. Кредиты уже получили Ford Motor ($5,9 млрд), Nissan Motor ($1,4 млрд), Fisker Automotive ($529 млн) и Tesla ($465 млн) для разработки более эффективных двигателей, работающих на бензине, автомобилей-гибридов и электрокаров.
Но Айсса обратил внимание министра на состояние главы «Северстали» Алексея Мордашова, который, согласно Forbes, владеет $18,5 млрд. По словам конгрессмена, компания может самостоятельно финансировать свои проекты или найти деньги на открытом рынке. «С учетом огромного богатства и влияния главы «Северстали», а также того факта, что компания уже вложила значительные инвестиции в проект, удивительно, что министерство энергетики выбрало «Северсталь» для предоставления кредита, предназначенного для бизнеса и технологий в автомобильной промышленности», — цитирует Aйссу The Hill.
Представитель министерства энергетики Дэмьен Лавера напомнил, что
проект был поддержан обеими партиями: «Заявка Severstal направлена на проект, который позволит американским автопроизводителям быть более конкурентоспособными, поскольку спрос на более экономные в расходовании топлива автомобили увеличивается, а также усилит американскую сталелитейную промышленность».
В заявлении «Северстали» подчеркивается, что североамериканское подразделение выполнило все требования кредитной программы ATVM во время проверки, которая длилась почти два года.
Кроме завода в Дирборне в США «Северстали» принадлежит еще SeverstalColumbus. В марте 2011 года компания продала три американских актива – заводы Severstal Warren, Severstal Wheeling и Severstal Sparrows Point – за $1,2 млрд, хотя эти предприятия были куплены в 2008 году за более чем $2,5 млрд.
Решение выдать кредит уже второй день подряд подвергается критике американскими телеканалами Fox News и Fox Business, считающимися «пропагандистской машиной республиканцев». Министр энергетики также замешан в скандале с государственным кредитом в $535 млн, выданным Solyndra: несколько недель назад эта компания обанкротилась.