Министерство экономики Белоруссии отменило ранее действовавшие в стране административные меры, согласно которым производители автомобильного топлива и топливоснабжающие организации должны были продавать его сельхозпредприятиям по льготным ценам, следует из постановлений № 105 и № 107, опубликованных во вторник.
До распоряжения минэкономики максимально возможные фиксированные цены на нефтепродукты, произведенные из белорусской нефти, не должны были превышать свободные цены госконцерна «Белнефтехим» на аналогичные нефтепродукты из импортной нефти.
По дизелю и бензину марок А-76, «Нормаль-80» и АИ-92 льготные цены должны были составлять не более 85% от цен концерна, по топочному мазуту — не более 90%.
Постановления также отменяют и ряд других льгот. Например, ограничение по величине торговой надбавки, которая ранее составляла 7% при оптовой реализации нефтепродуктов приоритетным потребителям, прежде всего сельскохозяйственным предприятиям, и 2% — при розничной реализации. Полностью отменены и предельные торговки надбавки в 3,5—6%, которые действовали при реализации дизеля (независимо от происхождения сырья) сельхозпредприятиям и другим организациям, поставляющим топливо белорусским колхозам и совхозам.
Повышение цен на топливо произошло в начале уборочной кампании, когда сельскохозяйственные организации традиционно получали от государства многочисленные льготы. Президент Белоруссии Александр Лукашенко всегда лично курирует уборочную, путешествуя по колхозам и совхозам. В целом же
государственное субсидирование сельского хозяйства в Белоруссии составляет около миллиарда долларов ежегодно.
Но и в правительстве республики, и в «Белнефтехиме», и на белорусских НПЗ неоднократно отмечали, что такие льготы и социально адаптированные цены на нефтепродукты при реализации внутри страны делают белорусскую нефтепереработку убыточной. Между тем эта отрасль является структурообразующей в белорусской экономике. «Все эти беды начались после прекращения поставок российской нефти по льготным ценам. В условиях социалистической белорусской экономики с фиксированными ценами на продукцию заводов переработка нефти, купленной по рыночной цене, оказалась глубоко убыточной. А показывать убыток — преступление для руководителя предприятия.
Нефтепереработчики и крутятся как ужи на сковородке, избавляясь от «льготников», чтобы показать хоть какую-то рентабельность»,
— говорит экономический аналитик Антон Платов.
Решение белорусских властей ударит по потребителям, поскольку приведет к очередному скачку цен. «Хозяйства никуда не денутся и будут покупать топливо по полной цене. Но в планах по себестоимости была заложена старая цена на горючее. В результате в конце осени мы увидим совершенно новые цены на продукты питания. И этот рост цен будет экономически обоснован выросшей себестоимостью, — говорит специалист министерства сельского хозяйства Белоруссии. Владимир Несмашный. По словам эксперта, пока у хозяйств и министерства есть резервы топлива, закупленного по старым ценам, но хватит его до начала августа. При этом только по итогам первого полугодия инфляция в Белоруссии может составить 33—34%
С весны белорусское правительство борется с валютным кризисом. Доходы от экспорта давно перестали покрывать расходы на импорт. По данным Белстата, в первом квартале текущего года экспорт вырос на 41,9%, а импорт на 61,9%. На энергоносители, сырье, материалы и комплектующие приходится 73,8% от общего объема импорта – это $4,8 млрд. По сравнению с первым кварталом 2010 года сумма выросла на 66,1%. Золотовалютные резервы страны резко сократились с начала года – с $5,03 млрд до $3,79 млрд. Чтобы сократить разницу между импортными расходами и экспортными доходами белорусские власти девальвировали национальную валюту на 56%. После этого население начало скупать товары длительного пользования и продукты питания. В начале лета в Белоруссии возникали перебои с сахаром, солью, рыбой и сигаретами. А чтобы купить валюту, белорусы стояли в очереди в обменники по несколько недель, отмечаясь дважды в сутки.
«Положение в экономике Белоруссии настолько тяжелое, что Лукашенко просто не может далее продолжать политику «социального государства», которую он проводил почти 17 лет своего правления.
Ладно бы только проблемы с валютой, но мы видим дикий рост цен на продукты питания, вот-вот сорвется в пропасть ЖКХ, резко вырос в цене бензин, сворачивается жилищное строительство. Белорусские граждане массово уезжают на заработки в Польшу и Россию - массово, буквально как молдаване. Сельское хозяйство Лукашенко «держал» до последнего - но, как видим, не удержал», — говорит политический обозреватель Виктор Демидов.