«Сегодня фондовые индексы во многих странах вышли на докризисные уровни, но они не обеспечены такими же качественными фундаментальными показателями. Поэтому пора быть пессимистом», — заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на Петербургском экономическом форуме.
Главные риски, а значит, и главные вызовы, стоящие перед Европой и США, — это необходимость повысить процентные ставки для сдерживания инфляции, сокращение бюджетных дефицитов, а также очищение балансов банков от «плохих» активов, пояснил Кудрин. Дополнительную угрозу создает замедление роста экономики Китая, на который многие страны смотрят как на локомотив восстановления мировой экономики.
Если все эти риски сработают, то в ближайшие три года можно ожидать существенное снижение роста мировой экономики, предупредил вице-премьер,
«мы опасность второй волны кризиса еще не прошли» — ее частично отодвинули искусственными методами.
Главы мировых крупнейших финансовых корпораций и банков настроены не менее пессимистично. В ходе опроса, проведенного на форуме, 53,4% финансистов ответили, что в ближайшие пять лет о дефолте могут объявить одна-три страны, еще 46,6% ждут дефолтов четырех и более стран. «У нас есть проблемы с недвижимостью в США, кризис в еврозоне, инфляция активов, проблемы в Северной Африке и на Ближнем Востоке», — сказал председатель правления Deutsche Bank AG Йозеф Аккерман.
Из опрошенных экономистов 47,7% уверены, что рецессия или замедление экономики произойдет в США, 20,3% — в Евросоюзе, 15,2% — в КНР или в других развивающихся странах.
Лишь 10,1% участников опроса верят, что кризис не произойдет. «Мы вроде извлекаем уроки из прошлого, но не извлекаем их для будущего»,
— констатировал партнер-основатель TPG Дэвид Бондерман. Экономист привел в пример рост цен на недвижимость в Китае, где многие дома продаются не будущим жильцам, а спекулянтам, то есть образуется пузырь на рынке недвижимости. Похожее уже пережили развитые страны. «Это серьезный риск», — подчеркнул Бондерман. «Если 50 лет назад экономисты говорили, что новый пузырь образуется через каждые 10 лет, а 20 лет назад – что через каждые семь лет, то сейчас пузыри появляются через 3–5 лет», — разделяет тревогу исполнительный директор NYSE Euronext Дункан Найдерауер.
Рецепт борьбы с новой угрозой экономисты предлагают лишь один — сдержать аппетиты государств и дать больше простора частному капиталу.
«Необходимо перестраивать бюджетные модели. Сегодня нужно сократить бюджетные расходы ведущих стран на 15–20%, — призвал Кудрин. — Это означает, что нужно существенно пересмотреть модели социальной поддержки, пересмотреть роль государства в части поддержки из бюджета многих отраслей». «Необходимо восстановить доверие инвесторов не словом, а делом», — уверена и министр экономики и финансов Испании Елена Сальгадо: сокращать дефицит бюджетов «ради роста, ради будущего, ради благосостояния граждан».
И делать это необходимо всем вместе. «Политики сосредотачиваются на местных проблемах, забывая о том, что экономика глобальна. Подобные действия подрывают доверие. Возникает вопрос, а осталась ли воля к тому, чтобы совместно и превентивно реагировать на проблемы.
Мы сидим в одной лодке», — призвал к единству исполнительный директор Всемирного экономического форума (ВЭФ) Клаус Шваб.
Волю, между тем, найти трудно. «Если семь лет назад российский бюджет был сбалансирован при цене на нефть $27 за баррель, перед кризисом — $90 за баррель, то в этом году, чтобы бюджет был сбалансирован, нефть должна стоить $115 за баррель», — привел пример Кудрин, добавив, что сейчас планируется дополнительное увеличение расходов.