Дополнительное социальное обеспечение шахтеров может стать «прообразом пенсионной системы в России», к которой следует стремиться, считают в Минздравсоцразвития. «Это, по сути, прообраз, если хотите, идеал, как должна быть устроена пенсионная система, когда мы до этого дозреем, когда не государство будет принимать решения, а стороны социального партнерства будут договариваться по этим двум основным параметрам — размер тарифа страховых взносов и уровень пенсионного обеспечения, то есть коэффициент замещения», — заявил статс-секретарь Минздравсоцразвития Юрий Воронин.
Сейчас ставка страховых взносов составляет 34% от фонда оплаты труда: из них 26% работодатель выплачивает в Пенсионный фонд (ПФР), 3,1% — в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), 2,9% — в Фонд социального страхования (ФСС).
Но предприятия угольной промышленности выплачивают еще 6,7% в ПФР для доплат к пенсиям шахтеров.
«Это четыре ведущих профессии, представители которых имеют сегодня право выйти на пенсию при выработке 25-летнего подземного стажа независимо от возраста. Именно для этой категории работников и была введена норма, позволяющая выплачивать повышенный размер пенсий», — пояснил Воронин. Закон «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» распространяется на горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
По словам Воронина, дополнительное соцобеспечение может быть распространено и на работников наземных участков. «Это дополнительный тариф, который выплачивают работодатели. Любое расширение этой системы возможно, но возможно только в диалоге трех партнеров, прежде всего работодателей и профсоюзов. Потому что нужно выработать такой баланс в этой системе, чтобы он действительно отвечал задачам социальной защиты этой крайне важной категории работников, работающих в опасных условиях труда», — пояснил статс-секретарь.
Не исключено, что эта система будет расширена, поскольку она представляет общественный консенсус, подчеркнул Воронин. «Работодатель и профсоюзы должны договориться об уровне обеспечения и уровне тарифов, которые для этого уровня обеспечения должны выплачиваться в данных системах», — сказал представитель Минздравсоцразвития. Так, авиакомпании выплачивают в ПФР дополнительно 14% выплат для дополнительного соцобеспечения летчиков.
Идея создания профессиональных пенсионных систем правильная, но необходимо снизить общую ставку страховых взносов, уверены эксперты.
«Фактически, это коренное реформирование пенсионный системы и подлинный переход на формирование индивидуальных пенсионных прав. Но если тариф прибавят к существующим 34%, то это путь в никуда», — говорит президент общероссийский организации «Деловая Россия», соруководитель экспертной группы по налогам, дорабатывающей «Стратегию-2020», Александр Галушка.
«Работа профессиональных пенсионных систем еще очень плохо отлажена, по летчикам она существует несколько лет, а по шахтерам поступают жалобы», — говорит бывший министр труда и социальной политики, замруководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева. По ее словам, профессиональные пенсионные системы должны распространяться на очень ограниченные виды деятельности, а для остальных — обычный формат: «Нельзя все отдавать на откуп таким системам. Ведь для работодателя это повышенный тариф, он всегда будет хотеть сократить рабочие места. Кроме того, у профсоюзов очень слабые позиции, они никого, кроме себя, не защищают».