Чистый отток капитала из России в апреле составил $7,8 млрд, сообщил в пятницу первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян. В марте показатель составил $6,2 млрд, напомнил он, а в целом за первый квартал из российской экономики ушло $21,9 млрд. Это почти на $7 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Об усилении тенденции свидетельствуют и данные Emerging Portfolio Fund Research (EPFR): с 12 по 18 мая отток капитала из фондов, инвестирующих в акции России и стран СНГ, составил $353 млн. Это максимальный показатель с 2006 года. Неделей раньше, с 5 по 11 мая, портфельные инвесторы вывели $71 млн (с начала года наблюдался приток средств — до 5 мая он составил $3,652 млрд).
Вывод средств портфельных инвесторов связан с рыночной конъюнктурой. За последние две недели индексы ММВБ и РТС потеряли 6,29% и 8,68% соответственно.
Фонды, инвестирующие в акции России и стран СНГ, в первую очередь направлены на спекулятивные операции, то есть это «горячие» деньги». При принятии решения о вложениях в российскую экономику значимым фактором служат цены на нефть, говорит аналитик ГК «Алор» Наталья Лесина.
Если в конце апреля фьючерс на нефть марки Brent стоил $125 за баррель, то в начале мая стоимость фьючерса на нефть марки Brent опускалась до $105 за баррель, резко снижая привлекательность российских активов. Спекулянты опасаются дальнейшего падения и решили зафиксировать прибыль, объясняет главный экономист «Уралсиб-Кэпитал» Алексей Девятов.
Такая зависимость — свидетельство однобокости российской экономики. Большинство российских фондов — как инвестиционных, так и ETF (Exchange Traded Funds — фонды, паи которых обращаются на бирже) — состоят примерно на 55% из бумаг нефтегазового сектора, говорит глава московского представительства управляющей компании Diamond Age Capital Слава Рабинович. «Добавьте горнодобывающую промышленность и металлургию — и у вас получится все 85%, — отмечает эксперт. —
Как только цены на сырьё, металлы, нефть и газ падают в краткосрочной перспективе, так инвесторы начинают распродавать и акции таких компаний, а также выводить деньги из фондов, которые в них вкладывают».
Если цены на сырье пойдут опять вверх, «горячие» деньги вновь вернутся в Россию. А вот скептическое отношение долгосрочных инвесторов к с ране лишь усиливается, констатируют эксперты.
«В 2010 году приток иностранных инвестиций также оказался меньше, чем годом ранее: $13,8 млрд против $15,9 млрд»,
— напоминает Девятов. Осторожность инвесторов может быть связана с выборами 2012 года, полагают эксперты. Но на портфельных инвестициях это пока не сказывается: инвестиционный климат России слишком слаб, чтобы из данных фондов поступали действительно длинные деньги, говорит Лесина. «Отыгрывание предстоящих выборов спекулянтами стоит ждать осенью, когда закончится летний спад активности на финансовых рынках», — добавляет она.