В группе миноритариев «ТНК-ВР Холдинга», заявивших о намерении подать иск о возмещении ущерба от создания альянса BP и «Роснефти», нашлись профессиональные финансисты. О том, что шестеро миноритарных акционеров компании, управляющей частью российских активов ТНК-BP, обратились в тюменский арбитраж с ходатайством об обеспечительных мерах в отношении британского концерна BP, «Газета.Ru» сообщила накануне.
Сумма готовящегося иска — $5—10 млрд.
Представитель аппарата тюменского суда отказалась от комментариев.
ТНК-ВР — российско-британское совместное предприятие, равные доли в капитале принадлежат BP и инвестиционному консорциуму Alfa-Access-Renova Михаила Фридмана, Леонарда Блаватника и Виктора Вексельберга. Акционеры СП спорят из-за планов BP по формированию стратегического альянса с государственной «Роснефтью». В AAR считают, что сделка с госкомпанией нарушает акционерное соглашение ТНК-ВР, предполагающее реализацию всех нефтегазовых проектов ВР в России только в рамках российско-британского СП.
AAR не исключал подачи иска против BP.
Но накануне о намерении подать иск против BP о компенсации ущерба, не детализировав претензии, заявили жители Тюмени Андрей Прохоров, Олег Гавриленко, Евгений Филиппов, Ольга Родина, Владимир Сохненко и Александр Зыза. Инвесторы из AAR отрицали связь с миноритариями-истцами.
По домашнему телефону Прохорова отказались связать с ним, мотивировав тем, что «не будут говорить, потому что не идиоты».
Другие миноритарии также не предоставили комментариев. Их адвокат Дмитрий Чепуренко заявил, что дополнительной информации об иске «вообще может не быть».
В открытых источниках указано место работы Александра Зызы. Это финансовая компания «Приоритет». Зыза руководит в ней отделом операций с ценными бумагами. В течение дня связаться ним не удалось, менеджер уехал на семинар. Его коллеги передали вопросы от «Газеты.Ru», но получить оперативный ответ финансиста не удалось.
Тюменская группа «Приоритет» принадлежит Игорю Патокину. В материалах компании указано, что партнерами Патокина по участию в капитале «Приоритета» ранее выступали известные менеджеры нефтяной индустрии с опытом работы в структурах, близких к ТНК-ВР .
Это Олег Рудак, председатель совета директоров «Самотлорнефтеотдачи», Леонид Бриллиант, глава Тюменского института нефти и газа, Федор Маричев, занимавший пост вице-президента «Тюменской нефтяной компании», Фарид Шарифуллин из «ТНК-ВР менеджмент» и несколько других менеджеров, работавших на структуры, связанные с российскими акционерами ТНК-ВР.
В пятницу ТНК-ВР и концерн BP отказались от комментариев. Источник в британской компании сообщил «Газете.Ru», что ВP пока уведомлений о претензиях не получала. «Сейчас собираем информацию и выясняем обстоятельства», — говорит он.
Партнеры «Альфа групп» неоднократно получали иски от миноритариев в ходе корпоративных конфликтов. Акционер телекоммуникационной группы «Вымпелком» («Билайн»), офшор с Британских Виргинских островов Farimex, в 2008 году обвинил крупного миноритария Telenor в причинении ущерба оператору, выраженном в противодействии выходу на рынок Украины.
В феврале 2009 года омский суд вынес решение в пользу Farimex, обязав Telenor выплатить «Вымпелкому» $1,7 млрд. Судебные приставы арестовали 26% акций норвежской компании и подготовили к продаже этот пакет. Telenor неоднократно заявлял, что Farimex аффилирован с «Альфой», но компания Михаила Фридмана это отрицала.
«Не исключено, что миноритарии ТНК-ВР действуют в интересах AAR, который уже формально не может предъявлять претензии после решения Стокгольмского суда, — говорит партнер юридической фирмы «Пепеляев груп» Владимир Соков. — Такая практика — продолжение борьбы чужими руками — существует».
Партнер Lidings Андрей Зеленин говорит, что практика использования формально неаффилированных игроков в качестве истцов достаточно распространена. «Помимо того, что это позволяет основному игроку остаться в тени, в суде легче доказывать ущемление прав миноритариев, чем крупного акционера», — поясняет юрист