Идея перехода в расчетах стран БРИКС (BRICS — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) на национальные валюты «вполне оправданна», подчеркнул президент Дмитрий Медведев по итогам саммита БРИКС в Китае. «Я считаю, что мы могли бы такую систему продумать для расчетов со всеми государствами — участниками БРИКС», — добавил президент.
Первый практический шаг в этом направлении уже сделан: государственные институты развития стран заключили соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС. С российской стороны документ подписал Внешэкономбанк. Предполагается, что банки развития будут предоставлять кредитные линии на рынках капитала стран БРИКС. Для конкретных действий в этом направлении страны будут заключать между собой двусторонние соглашения.
Участники соглашения сошлись во мнении, что необходима и международная система резервных валют: кризис показал, что система, основанная на американском долларе, неадекватна. Альтернативой могли бы стать как раз валюты стран БРИКС.
О том, что рубль должен стать резервной мировой валютой, Медведев заявлял еще в ноябре прошлого года на саммите «большой двадцатки». На государства БРИКС сегодня приходится 18% мировой экономики, около 50% золотовалютных резервов. Более того, к 2025 году на города стран БРИКС придется 40% глобального роста экономики, отмечается в докладе McKinsey Global Institute. Города Китая дадут 31,2%, Индии – 3,7%, Бразилии – 2,8%, России – 1,2%, а ЮАР – 0,7%.
Идеи БРИКС по переходу в расчетах на национальные валюты реалистичны, единодушны эксперты.
«БРИКС даже запоздали с этими планами: их можно было реализовывать и раньше. С учетом инвестиционного спроса в каждой из стран, потребность в таких расчетах есть»,
— говорит соруководитель аналитического департамента Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. «С точки зрения перспективы это шаг в правильном направлении. На страны БРИКС приходится пятая часть мировой экономики, на страны ЕС 16% — закономерно, чтобы валюты самых динамичных стран играли все большую роль», — добавляет главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева
Но амбициозные планы развивающихся экономик не подорвут позиции доллара и евро – двух основных резервных валют. «Все-таки в глобальном масштабе мировая финансовая система обладает инерционностью, поэтому за долларом и евро еще долгое время сохранятся ведущие позиции», — считает Лисоволик. «Национальным валютам БРИКС для начала предстоит стать резервными валютами в региональном масштабе», — соглашается Цепляева. Кроме того, валюты должны быть свободно конвертируемы, а в Китае, Индии и Бразилии есть ограничения на операции с капиталом. «Чтобы валюты стран БРИКС могли стать резервными, центробанки этих стран должны перейти к ведению полностью прозрачной денежной политики, дать четкие ориентиры этой политики и жестко их придерживаться. Китай и Россия к этому не готовы. Поэтому пока это все больше походит на игры в песочнице впятером», — заключает начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин.