Вечером 7 апреля в белорусских социальных сетях появились сообщения о том, что новые партии продуктов завозятся в магазины уже по ценам в 1,5—3 раза выше нынешних. А также о том, что сильнее всего подорожают сахар и подсолнечное масло. И люди бросились в магазины.
Утром 8 апреля государственный концерн «Белгоспищепром» и министерство торговли Белоруссии попытались разрядить напряженность, официально заявив, что запасов достаточно и что в ближайшие три месяца цену на сахар и подсолнечное масло пересматривать не планируется.
Эффект оказался прямо противоположным: в магазины кинулись даже те, кто не поддался панике накануне.
Утром перед корреспондентом «Газеты.Ru» в многолюдной очереди к кассе стояли старушки с полными тележками (по 20—30 бутылок) подсолнечного масла. Сахара в продаже уже не было никакого.
Люди в очередях активно делились информацией: «Зашел вчера в магазин по пути с работы домой, так народ гребет сахар сумками, масло коробками, кому под силу сколько унести. Вчера сам видел, как скупали сахар и геркулес — десятками пачек. Картошки белорусской в продаже уже нет — только македонская, по полтора доллара за килограмм». Гречневой крупы в магазинах нет уже давно: в правительстве и не скрывают, что все белорусские запасы гречки продаются в Россию.
Обзвон оптовых торговцев подтвердил: магазинам продукты отпускаются уже по новым, значительно более высоким ценам.
Увеличение стоимости оптовики обосновали подорожанием импортного сырья и нехваткой иностранной валюты. Семена подсолнечника для производства растительного масла и бутилированное подсолнечное масло Белоруссия в основном получает с Украины и из России. А из-за фактического запрета на продажу валюты импортеры вынуждены искать обходные пути ее приобретения — отсюда и резкий рост цен в белорусских рублях.
Но никто из собеседников «Газеты.Ru» не осмелился дать официальный комментарий. «Вы что, ведь по телевизору говорят, что все нормально, всего хватает. Если мы скажем другое, нас чиновники из Мингорисполкома прикроют тут же», — признались в одной из компаний.
Розничные продавцы и импортеры более откровенны. «На прошлой неделе, по нашей информации, все импортеры приостановили отгрузку товаров, ожидая какой-то определенности с валютой. В такой ситуации надо хоть что-то знать, чтобы прогнозировать свою дальнейшую деятельность», — рассказал в интервью агентству «Белапан» специалист по маркетингу СП «Перно Рикар Минск» Сергей Кузнецов.
«Сегодня многие фирмы стоят в очереди на бирже, чтобы купить валюту, но ее нет. Соответственно, нет возможности закупать импортные товары, что автоматически ведет к дефициту»,
— сообщил директор минского универсама «Юбилейный-92» Владимир Нерозя. Пока, по его словам, импортных продовольственных товаров в стране хватает. Но поставщики, которые продолжают отгрузку иностранной продукции, страхуются тем, что закладывают в цену девальвационные риски. В каждой новой накладной фиксируются новые цены, которые как минимум на 3—10% выше прежних, сказал Нерозя.
«Что будет к маю — прогнозировать сложно. Если ничего не поменяется, последствия могут быть даже хуже, чем мы предполагаем», — добавил он. Экономисты и участники рынка уверены: из-за дефицита валюты с прилавков может исчезнуть 30—50% продуктового ассортимента. Прежде всего дефицитом станут импортные продукты.
Доля иностранных овощей на белорусском рынке по итогам января — февраля составила 21,9%, импортных морепродуктов — 50,6%, круп — 51,7%, растительного масла — 68,3%, фруктов — 89,3%.
«Поставки фруктов срываются, а валюты купить негде. Запасов продукции хватает примерно на месяц. Но если сейчас не оплатим поставки, то через месяц уже ничего не сможем ни завозить, ни продавать», — сообщили корреспонденту «Газеты.Ru» в компании «Рексан-1995», завозящей в Белоруссию фрукты и овощи. В некоторых компаниях автору этих строк прямо заявили, что вынуждены приостановить свою деятельность на неопределенный срок — до стабилизации ситуации и снятия ограничений на покупку валюты. Нерозя полагает, что
с прилавков будут исчезать и некоторые белорусские товары: «Мало кто из наших производителей продуктов питания работает исключительно на отечественном сырье. У многих импортная составляющая доходит до 20%, а то и 50%.
В страну ввозятся всевозможные специи, добавки. Наша кондитерская отрасль, например, использует в производстве шоколада какао-бобы. И приостановка поставок любой импортной позиции скажется на производстве».