Госдума приняла в первом чтении поправки в 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Поправить закон потребовал президент Дмитрий Медведев. В послании к Федеральному собранию он подчеркнул, что ситуация с госзакупками уже вышла за грань разумного: «По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты», и просто нецелевые расходы составляют не менее триллиона рублей. Поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона госзакупках – более продуманной и более современной». Реформированием занимались два профильных ведомства – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития. Но позиции их разошлись: антимонопольщики настаивают на поправках в действующий 94-ФЗ о госзаказе, а в министерстве предлагают принять новый закон «О федеральной контрактной системе», разработанный Высшей школой экономики.
Поправки, внесенные правительством, — это уточнения в закон, но не его новая концепция. «Эти точечные поправки необходимы, чтобы, не дожидаясь новой редакции законопроекта, поправить то, что мы имеем», – подчеркнул председатель комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум. Ключевое изменение предусматривает возможность для правительства устанавливать для отдельных госзаказов особый порядок размещения.
«Это революционная норма, которая касается особо важных закупок в особо важных сферах», — пояснил замминистра экономического развития Алексей Лихачев. Поправки неотложны и необходимы, чтобы разместить заказы бюджета-2011 на конкретные товары, прежде всего медоборудование. Именно при закупке медтехники были в минувшем году вскрыты масштабные нарушения.
«По всем крупным закупкам медтехники, которые осуществлялись в регионах, были проведены проверки контрольными органами администрации президента и была выяснена первоначальная официальная цена, в том числе и цена импортных производителей, и эта цена была в разы ниже, чем та, по которой томографы были приобретены», — напоминает вице-спикер верхней палаты Светлана Орлова.
Поправки также вводят правила определения начальных цен госконтрактов: источниками информации для этого могут быть данные госстатистики, реестр государственных и муниципальных контрактов, цены производителей, общедоступные результаты исследований рынка и другие источники. Также предусмотрена возможность для заказчика установить гарантийный срок и гарантии в размере от 5% до 10% от начальной цены контракта в тех случаях, когда она превышает 50 млн рублей.
Ответственный комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении, высказав несколько замечаний. По словам Шаккума, неясен характер предъявления встречных требований и их содержание, излишне детализируется порядок согласования правительственного акта, необходимого для конкретного заказа. «Это должно определяться не законом, а регламентом правительства», — уточнил глава комитета.
Но главная претензия, которую высказали депутаты, —
поправки не устраняют коррупционной составляющей в системе госзакупок. «У нас несущие конструкции здания сгнили, надо что-то делать, чтобы здание не обрушилось. А нам говорят, что надо красить фасад»,
— возмущался член фракции ЛДПР Максим Рохмистров. В качестве примера депутат привел строительство дорог в России: стоимость одного километра в разы превосходит цены в Европе, но по качеству российские дороги в десятки раз хуже. «Какая цель внесения поправок, если проблем они не снимают», — присоединился к критике представитель «Справедливой России» Валерий Гартунг. Большинство высказавшихся депутатов были единодушны: поручение президента не выполнено.
«Поправки не изменят конструкции закона», — признал Лихачев. Действующий 94-ФЗ позволяет контролировать закупку простых товаров на рынках, где есть конкуренция и где качество товаров может быть определено ГОСТами, объяснил замминистра. «В этом случае цена – главный критерий. Но
для закупки сложных технических товаров, реализации крупных госпроектов механизм 94-ФЗ работает неэффективно, — согласился Лихачев. — Только замкнутый цикл и обновленное законодательство позволят решить проблемы».
По его словам, необходимо, чтобы весь цикл госзакупок был публичным, начиная с определения «бюджетной нужды», механизма планирования, управления рисками, подведения итогов контракта и определения ответственности заказчика в том, соответствует ли результат изначальной потребности. Президент дал поручение до 1 сентября 2011 года внести согласованный текст по новому закону о госзакупках, напомнил замминистра.
Но депутаты надеются, что и нынешний «косметический ремонт» действующего закона можно сделать более качественно. «Мы ожидаем, что ко второму чтению правительство внесет еще достаточно существенные поправки», — сказал Шаккум. Лихачев пообещал, что одним из изменений станет пункт о предварительной квалификации исполнителей госзаказа. Но удастся ли провести эту поправку – вопрос: против нее выступает ФАС, считая, что она может лишь снизить конкуренцию и усилить коррупцию в системе госзакупок.
В окончательном чтении законопроект планируется принять до конца апреля.