Российский фонд прямых инвестиций (суверенный инвестфонд, создающийся по распоряжению президента Дмитрия Медведева) в течение 5 лет соберет около $90 млрд. РФПИ будет приобретать по 15—25% акций в проектах, рассказал The Wall Street Journal Владимир Дмитриев, руководитель госкорпорации ВЭБ. Фонд станет ее дочерней структурой. Топ-менеджер не говорит, кто возглавит инвестфонд.
«Руководить фондом будут независимые менеджеры, профессионалы своего дела. Это должно исключить опасения политического влияния или конфликта интересов», — резюмировал он.
Ранее источник в инвестсообществе говорил, что в дочернюю структуру ВЭБ будут приглашены «три-четыре управляющих, известных в России и за рубежом. «Кадровые решения — главная интрига этого процесса», — добавил он, заметив, что назначение чиновника на пост главы фонда не рассматривается.
До конца 2011 года РФПИ вложит около $1 млрд, рассчитывает государство.
Лимиты на один инвестиционный проект могут варьироваться от $50 млн до $500 млн. Горизонт инвестиций будет стандартным. Как большинство инвестфондов, РФПИ будет держать акции 5—7 лет, а затем продавать.
Ожидаемый уровень доходности инвестиций за этот срок — 20%, полагает Дмитриев. Основная часть инвестиций ожидается от иностранных партнеров.
Россия, как сообщалось ранее, планирует вложить $10 млрд.
О создании фонда, который будет финансировать российскую модернизацию и разделит риски между иностранными и отечественными компаниями, президент России Дмитрий Медведев объявил на экономическом форуме в Давосе. В июне на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге Медведев рассчитывает представить его потенциальным партнерам. На создание фонда в 2011 году будет выделено $2 млрд из дополнительных бюджетных доходов, образовавшихся от высоких нефтяных цен.
В отличие от классических суверенных фондов, инвестирующих за пределами государства, РФПИ будет инвестировать в любую отрасль российской экономики за исключением сектора природных ресурсов, не нуждающегося в дополнительном финансировании. Уточнять приоритетные для инвестирования отрасли Дмитриев не стал.
Ранее в администрации Медведева составили список из 27 человек, которые войдут в международный консультативный совет по созданию и развитию международного финансового центра. Предполагалось, что этот совет будет иметь непосредственное отношение к РФПИ. Так, в марте в ходе личной встречи президента Медведева и исполнительного директора Goldman Sachs Ллойда Бланкфейна обсуждался и Российский фонд прямых инвестиций.
До сих пор крупнейшие иностранные фонды считают вложения в Россию рискованными, признает Дмитриев: их сдерживает репутация страны как места разгула коррупции и бюрократии, а также отсутствие партнеров, на которых можно положиться. «Инвесторы просто напуганы, — говорит Дмитриев по итогам консультаций с международными инвесторами. — Они готовы прийти только на условиях государственного участия».
«Если бы мы считали, что инвестиции поступят без дополнительных усилий государства и не будет оттока капитала, то мы бы не затевали фонд», — заметил глава ВЭБ.
Но наличие государственного фонда тоже не дает гарантий привлечение капитала, спорит западный инвестор, пожелавший сохранить анонимность.
«За отсутствие законов Россию называют Диким Западом», — говорит партнер крупного инвестфонда США, имеющего проекты в России. «Мы вкладываем деньги по всему миру, но очень сомнительно, чтобы именно сюда привлекли миллиарды долларов, — отмечает он. — К таким вещам что-то не заметно аппетита, что бы ни думали русские».