«Сегодня ненаблюдаемая экономика составляет примерно 16% от ВВП. Она представляет собой корректировку ВВП на теневые операции юридических лиц, а также операции неформального сектора экономики, производство домашних хозяйств для собственного пользования. Но это без незаконных видов деятельности: без проституции, торговли наркотиками, без порнографии, контрафакта», — сообщил глава Росстата Александр Суринов в интервью «Российской газете».
По данным Росстата, в прошлом году объем российской экономики достиг 44,5 трлн рублей — таким образом, на «серую» экономику приходится около 7,12 трлн рублей.
На неформальном рынке труда, по сегодняшним оценкам, занято примерно 13 млн человек, или 17–18% экономически активного населения, добавил Суринов. Объем этого рынка Росстат оценивает через опросы. «Спрашиваем респондента: сколько тебе лет, где занят, чем занимаешься. И так далее. Через эти вопросы и выясняем размеры неформальной занятости», — пояснил глава ведомства.
Что касается теневых операций юридических лиц, то они представляют собой добавленную стоимость, созданную компаниями, которые занимаются законной деятельностью, но скрываются от уплаты налогов, пояснили «Газете.Ru» в Росстате. За 2009 год корректировка ВВП с учетом теневых операций юрлиц составила 2,54 трлн рублей (6,6% ВВП), за 2008 год – 2,48 трлн рублей (6% ВВП). Выше всего доля подобных операций в таких видах деятельности, как строительство, гостиничный и ресторанный бизнес, операции с недвижимостью. Там значительная часть работ производится малым бизнесом, где трудно обеспечить налоговую и отчетную дисциплину, поясняют в Росстате. Оценивая производственную деятельность домашних хозяйств, Росстат опирается на косвенную информацию и экспертные оценки.
У Росстата очень «мягкие» данные, уверены эксперты. «В этом отчете не освещен основной сектор теневой экономики – коррупция, а ведь это самый высокодоходный бизнес, с устойчивыми тарифами на свои услуги, действия которого к тому же лоббируются, — говорит председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов. —
Достаточно вспомнить, что у нас только при госзакупках нецелевые расходы, включая прямое воровство и «откаты», составляют не менее 1 трлн рублей». Практически весь российский бизнес находится в теневом секторе, потому что он чувствует себя неуверенно, добавляет эксперт.
В конце 2009 года фонд политических исследований «Индем» подсчитал, что объем годового рынка коррупции в России составляет $318 млрд, то есть треть ВВП.
По данным Росфиннадзора, в прошлом году один лишь незаконный вывоз капитала, которым занимаются не только криминальные элементы, но и коррупционные чиновники, достиг 163 млрд рублей. Ближе к данным Росстата цифры из доклада по нелегальному вывозу капитала во всем мире, представленного Global Financial Integrity (GFI) в январе 2011 года. Согласно исследованию, с 2000-го по 2008 год из России вывезли $427 млрд. И если в 2000 году незаконный отток составил $15,61 млрд, в 2004-м — $37,05 млрд, в 2007-м — $55,33 млрд, то уже в 2008 году — $196,37 млрд.