Национальный банк Белоруссии направил банкам письмо «Об установлении обменных курсов иностранных валют», в котором рекомендовал совершать «сделки купли-продажи иностранной валюты между банками и субъектами хозяйствования по курсу, отклоняющемуся от официального не более чем на 10%», отмечается в сообщении регулятора. Сейчас банкам разрешено устанавливать обменный курс для юрлиц с отклонением не более чем на 2% от курса, устанавливаемого Нацбанком.
Эта одна из мер, направленных на совершенствование механизма работы внутреннего валютного рынка, объясняет свое действие регулятор. Так, на прошлой неделе Нацбанк остановил продажу валюты банкам для населения. В начале марта был введен запрет на авансирование импорта за счет средств валютных кредитов белорусских банков,
импортерам запретили покупать валюту более чем на 50 тысяч евро, для банков повысили норматив обязательного резервирования по привлеченным средствам в инвалюте с 6% до 9%.
Затем были установлены новые правила торгов на валютной бирже: заявки банков на покупку валюты будут выполняться в течение 30 дней с момента подачи заявок, а не в течение суток. Одновременно в 200 раз был увеличен биржевой сбор на покупку валюты.
«Реализуемые меры позволят расширить возможности банков по удовлетворению спроса белорусских предприятий на иностранную валюту, повысят заинтересованность экспортеров в реализации своей валютной выручки, а также будут способствовать созданию условий, необходимых для наращивания государственных валютных резервов и достижению внешнеэкономической сбалансированности в перспективе», объясняет свои шаги белорусский Нацбанк.
Но шаги регулятора привели к росту спроса на валюту на фоне ожиданий девальвации белорусского рубля.
Обесценивание национальной валюты могло бы сбалансировать внешнеторговый баланс страны, указывали эксперты.
Растущее с 2006 года отрицательное сальдо внешней торговли в январе 2011 года достигло $683,4 млн, с начала года резервы Нацбанка сократились на 35%. Слухи о девальвации усилил доклад Международного валютного фонда (МВФ): к концу года внешний долг Белоруссии может достичь 75% ВВП. МВФ сообщил, что готов открыть стране новую кредитную линию, но при условии одномоментной и значительной девальвации национальной валюты. Белорусские власти также обратились в антикризисный фонд ЕврАзЭс с просьбой о выделении $2 млрд и к правительству России еще об $1 млрд. Условия выдачи российского кредита совпадают с теми, что выдвигает МВФ: более гибкий валютный курс, сбалансированный бюджет.
Массовый спрос на валюту обернулся спекуляциями обменным курсом, которые Нацбанк пытается остановить. «Отклонение на 10% — это попытка ограничить возможности банков по спекулированию валютой. С одной стороны, Нацбанк вводит более широкий коридор колебаний валютного курса, с другой стороны, обозначает его, пытаясь сдержать курс рубля от обвала», — объясняет главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров.
Действия Нацбанка фактически означают «плавную» девальвацию,
возражает экономист группы Nomura по СНГ Татьяна Орлова. «По нашим данным, белорусский рубль уже девальвировался на 5,8% с начала года», — говорит эксперт. По словам эксперта, это реверанс в адрес российского Минфина: «Россия — единственная страна, у которой Белоруссия может получить кредит для стабилизации ситуации в экономике. После президентских выборов в Белоруссии с притеснением оппозиции ни МВФ, ни любая другая уважаемая кредитная организация не даст кредит Белоруссии», — объясняет Орлова.