Действующий закон о госзакупках отменен не будет. «Никто не собирается ликвидировать 94-й закон», — сказала Эльвира Набиуллина в четверг после заседания президиума правительства, добавив, что
«было бы безумием» вернуться к ситуации до существования этого закона.
Ранее Минэкономразвития предлагало ровно обратное: отменить действующий порядок госзакупок, как «исчерпавший коррупционный потенциал» и снижающий качество закупаемых государством товаров и услуг, и заменить его новой федеральной контрактной системой (ФКС). Соответствующий законопроект разработала Высшая школа экономики.
Против резко выступила Федеральная антимонопольная служба: отмена закона о госзакупках лишь усилит коррупцию в этой системе.
Позиция Набиуллиной изменилась после совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова, состоявшегося в среду. «Нельзя ничего отменить, ничего не создав взамен», — признала министр недоработанность концепции о ФКС.
Но решения закрыть публичную дискуссию по этой теме нет, добавила Набиуллина. «Мы будем прорабатывать решение, привлекать к дискуссии экспертов, представителей заказчиков, поставщиков, заинтересованных лиц», — сообщила она.
«94-й закон будет жить», — подтвердил в четверг глава ФАС Игорь Артемьев, комментируя итоги совещания у Шувалова. Этот закон приносит бюджету реальную экономию, считает он.
За 6 лет со времени его принятия сэкономлено для бюджетов всех уровней 1,068 трлн рублей. Эта сумма выводится, пояснил Артемьев, если суммировать «разницу между начальной ценой аукциона и конечной ценой контракта».
«Некоторые считают, что это нельзя называть экономией. Назовите спасенными для бюджета деньгами», — уточнил глава ФАС.
Но система госзаказа требует реформирования, на это понадобится от 2 до 5 лет, признает Артемьев. И у ФАС нет в этом идеологических расхождений с Минэкономразвития, есть лишь разногласия «в деталях».
«У нас пока весьма несовершенна система контрактов, они не учитывают специфику отраслей, каждый заказчик пишет свой контракт», — пояснил он. Есть и другие проблемы:
планирование госзаказов, определение стартовой цены. «Все это надо реформировать», — сказал Артемьев, отметив необходимость «учиться контрактной системе прежде всего у европейцев».
Доработки требуют также проблемы долгосрочного планирования госзаказа, контроля качества закупленной продукции и вопросы квалификации поставщиков при заказе научно-исследовательских работ.
ФАС намерена также ужесточить требования к банкам, выдающим гарантии фирмам, участвующим в госзакупках. По словам Артемьева, ФАС сейчас рассматривает такую возможность. Он напомнил, что действующий 94-й закон о госзакупках ограничил возможности чиновников выставлять требования к компаниям для участия в госзакупках и сделал критерием допуска к тендерам наличие банковской гарантии.
«Ни один банк, — подчеркнул Артемьев, — не даст гарантию ни фирме-однодневке, ни фирме с плохой репутацией. Но мы сейчас думаем, что, может быть, стоит ужесточить требования и к банкам».
Не все банки должны иметь возможность участвовать в выдаче гарантий, отметил Артемьев.
Начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев рассказал «Газете.Ru», какими будут изменения закона о госзакупках. МЭР, в частности, согласилось с предложением ФАС о том, что необходимо более корректно регламентировать стартовую цену госзакза. «Таким было пожелание и первого вице-премьера», — говорит Евраев, участвовавший в совещании.
Нет возражений у оппонентов ФАС и по поводу выработки типовых требований к качеству наиболее распространенных видов товаров и услуг, которые проходят по госзаказу.
Есть согласие насчет введения в действующий закон ограничений на закупку для госнужд товаров премиум-класса.
Достигнуто согласие о том, чтобы министерства и ведомства заранее и публично вывешивали у себя на сайтах номенклатуру товаров и список услуг, которые они намерены закупить на аукционах.
О чем не договорились ФАС и МЭР на совещании у Шувалова, Евраев сообщить отказался. Но известно, что
ФАС категорически не согласна с предложением МЭР о том, чтобы чиновник с помощью «предварительной квалификации» допускал к торгам любых поставщиков по критерию репутации. ФАС не даст согласия и на то, чтобы вместо аукциона чиновник договаривался о размещении госзаказа на «конкурентных переговорах».
«В противном случае вместо честных торгов чиновник будет размещать госзаказ за столом в ресторане вместе с потенциальным исполнителем госзаказа», — иронизируют в ФАС. В ведомстве Артемьева эти предложения МЭР оценивают не иначе как «коррупционные практики».
Глава Росфиннадзора Сергей Павленко одобряет сохранение закона о госзакупках. «У ФКС есть свои большие плюсы, минус у нее один — она чрезвычайно дорого обойдется Российской Федерации», — сообщил он в четверг. Павленко также заметил, что ФКС «сложна, тяжело администрируема». «И за тот период, когда она, предположим, развернется и стабилизируется, мы можем потерять и без того небольшой контроль за всей системой расходов бюджета», — сказал он.
У правительства остается неделя для того, чтобы вынести решение по реформе законодательства. Новую редакцию закона о госзакупках президент Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам подготовить к 1 апреля. Затем поправки к закону о госзакупках примет Госдума. Здесь позиция Минэкономразвития может найти новых сторонников, и ФАС придется приложить усилия, чтобы убедить депутатов в своей правоте. «ФАС хочет проводить госзаказы исключительно через электронные аукционы, что есть упрощенное понимание проблемы госзакупок. Минэкономразвития выступает за комплексное решение, начиная с создания идеологии формирования начальной цены госзаказа и заканчивая контролем за исполнением госзаказа», — говорит глава комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум.