«Национальный банк Белоруссии направил в коммерческие банки письмо, в котором сообщается, что продажа Нацбанком валюты для коммерческих банков для поддержки пунктов обмена валют остановлена», — сообщил начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов (цитата по «Интерфаксу»). Как пояснили «Газете.Ru» в Нацбанке, это часть комплекса мер по валютному регулированию, в том числе по развитию внебиржевого рынка, которые принимает регулятор вместе с советом министров.
«Банки должны работать в пределах собственных длинных позиций по валюте. Реальность заключается в том, что у банков нет длинной валютной позиции», — рассказал Reuters источник в одном из белорусских банков на условиях анонимности.
В начале марта белорусские власти уже ввели ряд ограничений на валютном рынке.
Так, был введен запрет на авансирование импорта за счет средств валютных кредитов белорусских банков, импортерам запретили покупать валюту более чем на 50 тысяч евро, для банков повысили норматив обязательного резервирования по привлеченным средствам в инвалюте с 6% до 9%. На прошлой неделе были установлены новые правила торгов на валютной бирже. Так, заявки банков на покупку валюты будут выполняться в течение 30 дней с момента подачи заявки, а не в течение суток. Одновременно в 200 раз был увеличен биржевой сбор на покупку валюты. В результате уже с прошлой недели белорусы выстраиваются в очереди к обменникам на фоне ожиданий девальвации белорусского рубля.
Ограничения введены на фоне резкого сокращения золотовалютных резервов и роста отрицательного сальдо торгового баланса страны.
Только с начала года резервы Нацбанка сократились на 35%. Растущее с 2006 года отрицательное сальдо внешней торговли в январе 2011 года достигло $683,4 млн. «Это все последствия президентских выборов, когда Александр Лукашенко покупал голоса избирателей, «надувая» зарплаты и социальные расходы.
Люди уже тогда начали массово скупать валюту, понимая, какой обвал будет весной 2011 года», — напоминает экономический аналитик Антон Платов. В феврале экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич заявил, что для сбалансированности внешнеторгового баланса нацвалюту необходимо обесценить вдвое. При этом он считает более целесообразной плавную девальвацию.
Слухи о девальвации усилил доклад Международного валютного фонда (МВФ): к концу года внешний долг страны может достичь 75% ВВП. МВФ сообщил, что готов открыть стране новую кредитную линию, но при условии одномоментной и значительной девальвации белорусского рубля.
Белорусские власти также обратилась в антикризисный фонд ЕврАзЭс с просьбой о выделении $2 млрд и к правительству России еще об $1 млрд.
На этом фоне агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг Минска с B+ до B. «Негативный» прогноз по рейтингу Минска совпадает с прогнозом по суверенным рейтингам Белоруссии. Центральное правительство определяет виды, ставки и базу большинства налогов, определяет предельные уровни бюджетных дефицитов и согласует все объемы заимствований, ежегодно в одностороннем порядке повышая зарплаты бюджетникам, социальные пособия, меняя плату за коммунальные услуги, пояснило агентство свое решение.
Тем не менее запрет продажи валюты Нацбанком стал полной неожиданностью для банкиров. «Только мы пережили неделю ажиотажного спроса на валюту, только все успокоилось, только в обменниках очереди исчезли, и снова Нацбанк придумал, как воду замутить», — делится экономист «Технобанка». «Впереди сезон отпусков, люди захотят ехать куда-то, так что будет неудовлетворенный спрос на валюту. Если постановление не отменят, то ситуация с наличной валютой выправится только к концу года, когда у населения будет спрос на нацвалюту», — добавляет менеджер Беларусьбанка. В белорусских банках уже ожидают возвращения 1990-х годов. «Появятся такие забытые понятия, как валютчики, множественность курсов, черный курс обмена. Словом, криминалу — только радость, а пострадают первым делом турфирмы и торговцы на вещевых рынках», — говорит еще один банкир, пожелавший сохранить полную анонимность.