К «Южному потоку» намерена присоединиться Германия. The Wall Street Journal со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, пишет, что в проект газопровода входит немецкая корпорация Wintershall. По данным WSJ, таким образом партнеры по проекту — Россия и Италия — надеются увеличить шансы на поддержку «Южного потока» со стороны Евросоюза.
В Wintershall затруднились оперативно прокомментировать данную информацию, «Газпром» отказался от комментариев.
Сейчас по 50% «Южного потока» принадлежит «Газпрому» и Eni. Предполагается, что в проект должна войти французская Electricite de France, но Россия и Италия до сих пор не могут договориться, кто часть своей доли выделит французам. Изначально речь шла о том, что EDF получит по 10% от каждого акционера, но в прошлом году «Газпром» заявил, что передача части его доли не обсуждается.
«Газпром» хорошо платит даже просто за намерение участвовать в «Южном потоке», поэтому европейские компании и идут в этот проект, — отмечает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — До принятия окончательного инвестиционного решения по проекту остается больше года. За это время новые участники смогут получить от России преференции на сумму в несколько сот миллионов долларов».
Конкретно Wintershall может получить как снижение минимального уровня отбора по контрактам take-or-pay, так и ценовые скидки. По мнению Корчемкина, если немецкая компания действительно войдет в проект, то — за счет доли Eni. «Италия будет постепенно сокращать потребление российского газа (самого дорогого в Европе, $330-350 за 1 тыс кубов), и соответственно - сократит свою долю в проекте», — полагает эксперт.
«Газпром» ценит иностранное участие в «Южном потоке», говорит аналитик, приводя в пример Турцию. Эта страна должна была дать окончательное разрешение на прокладку трубы в своих территориальных водах еще в прошлом ноябре, но до сих пор этого не сделала. По итогам российско-турецких переговоров, состоявшихся на этой неделе, вице-премьер Игорь Сечин заявил, что официальная Москва «не понимает», почему Турция до сих пор не дала разрешения, а президент Дмитрий Медведев сказал, что Россия готова рассмотреть «различные подходы» к газовому ценообразованию.
По мнению участников рынка, это прямой сигнал — на фоне тенденции к повышению цен на газ, Россия готова предоставить Турции скидку в пределах 20%. Если исходить из существующих цен (около $330 за 1 тыс кубометров), это позволит сэкономить Турции около $8 млрд.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что присутствие в «Южном потоке» Германии придаст проекту «дополнительный вес, но для Турции это большой роли не сыграет». «Турция хочет вступить в Евросоюз, но уже больше по инерции, — поясняет политолог. — Сейчас эта страна скорее сосредоточила свое внимание на Востоке.
Но для сомневающихся европейцев (в первую очередь — Болгарии), присутствие Германии важно. «Болгария тянет время, пытаясь угадать, какой из газопроводов («Южный поток» или Nabucco) станет приоритетным для Европы, — говорит Макаркин. — Евросоюз ориентируется на Nabucco, но если в «Южный поток» войдут Германия и Франция, в российском проекте будут участвовать три крупнейших европейских страны. А это может склонить мнение Болгарии в сторону «Южного потока».