«Цель у вас одна, чтобы в результате вашей, я надеюсь, слаженной работы, инфляция замедлилась и рост цен на продовольствие не был таким, каким он был в последнее время», — заявил чиновникам правительства президент России Дмитрий Медведев на совещании по экономическим вопросам в понедельник.
Для этого надо использовать все возможные экономически взвешенные способы, считает Медведев.
«От этого зависит и успех деятельности самого правительства», — предупредил президент.
Пока правительству похвастаться в этом вопросе нечем. «В январе мы зафиксировали высокий уровень недельной инфляции — 0,6%», — сообщила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. В феврале темпы роста цен замедлились, но на данный момент инфляция с начала года достигла уже 2,7%. Это почти половина от годового плана, который составляет 6–7%. В 2010 году инфляция за год была 8,8%, также превысив прогнозы. Продукты дорожают еще быстрее: за прошлый год они прибавили в стоимости 9,4%.
«По продовольственному рынку ситуация пока требует дополнительных мер», — признала Набиуллина. И правительство их принимает, заверила она. Так, 4 февраля Россия начала биржевые торги зерном из интервенционного фонда для стабилизации цен и ликвидации дефицита, вызванного прошлогодними пожарами и засухой.
Уже реализовано 180 тысяч тонн, отчиталась Набиуллина. Всего же на помощь сельхозорганизациям планируется выделить около 5,5–6 млн тонн из 9,6 млн тонн, которые хранились в интервенционном фонде. В том числе около 2,5 млн тонн планируется продать через биржу (минимальная цена реализации составляет 6000 рублей за тонну). И еще около 3 млн тонн сельхозкомпании могут получить по региональным заявкам: цена этих поставок будет равна той, по которой государство в 2008 году закупало зерно в фонд (она ниже сегодняшней цены на рынке). Пока решение о распределении нуждающимся регионам подписано на 1,13 млн тонн зерна.
Но ожидаемого эффекта реализация зерна из госзапаса не дала. «Думали, цена упадет. Не упала», — рассказал первый вице-премьер Виктор Зубков.
Признание не удивило президента. «Какой дурак будет торговаться, если можно придти и договориться с чиновниками», — сказал Медведев, добавив, что сочетание двух механизмов — биржевого и индивидуального распределения — «создает опасность коррупции».
Решение правительства о введении двух вариантов было компромиссным, рассказал помощник президента Аркадий Дворкович: «Одна часть экспертов, в частности губернаторы, считают более эффективным распределительный механизм, другая часть – биржевой». Но в результате
«регионы ожидают получения зерна напрямую из госфонда и не стимулируют своих потребителей на закупку его на торгах».
На анализ ситуации глава государства отвел две недели. «После этого правительство должно принять решение, использовать ли в дальнейшем оба механизма или какой-то один, предварительно доложив президенту свою позицию», — пояснил Дворкович. Пока же продолжат работать оба механизма.
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут считает, что целесообразнее реализовывать зерно через биржу: «Биржевой механизм более рыночный, более прозрачный». Сейчас на бирже аккредитовано больше 200 предприятий, которые активно торгуют, говорит эксперт, и прекращать торги нежелательно: рынок будет нервничать, и это ни к чему хорошему не приведет.
«А что касается цены, то она сразу упасть не может, — говорит Корбут. — Но в последние несколько недель цены стабилизировались и не растут». С этим мнением согласен и аналитик по зерну Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олег Суханов. «Торги нужно продолжать. Это уже возымело свое действие, и в некоторых регионах цены уже пошли вниз».
Эффективность распределения зерна по заявкам из регионов эксперты оценить затруднились.