На антикризисные расходы в 2010 году было потрачено 324,6 млрд рублей, это 95,4% от бюджетных ассигнований, говорится в отчете правительства о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики. Отчет передан в Госдуму.
Одна из наиболее заметных точек приложения антикризисных усилий правительства — отечественный автопром. Он был поддержан программой утилизации автохлама и закупками по системе госзаказа.
Федеральные органы власти закупили в 2010 году автомобильную и дорожно-строительную технику (12 620 единиц) по государственному заказу на 17,6 млрд рублей, говорится в отчете правительства.
В 2009 году правительство в качестве меры поддержки отечественного машиностроения выделило более 33,5 млрд рублей.
В прошлом году была завершена и антикризисная программа по предоставлению ВЭБом кредитов российским организациями для погашения и обслуживания займов, полученных ими от иностранных финансовых институтов. Она стартовала в октябре 2008 года, с тех пор ВЭБ выдал кредиты 10 организациям на сумму $11,6 млрд Кроме того,
было предоставлено 128 госгарантий на общую сумму 234 млрд 280 млн руб. (84,4% от общего объема поступивших обращений о получении гарантий).
На реализацию мер по снижению социальной напряженности на рынке труда было израсходовано 34,3 миллиарда рублей из предусмотренных в федеральном бюджете 35,4 млрд рублей.
Правительство подсчитало, как матери распорядились материнским капиталом (343 тысячи рублей) после того, как президент Дмитрий Медведев разрешил использовать его на оплату ипотеки.
В банки было направлено 178,838 тысячи заявок на оформление ипотечных кредитов с привлечением материнского капитала на сумму 6,38 млрд рублей.
Кое на чем правительство сэкономило. Не были освоены 1,1 млрд рублей субсидий для РЖД, предназначенных для компенсации льготных тарифов на перевозку зерна, муки и крупы. Правительство перестраховалось, предполагая, что засуха заставит интенсифицировать перевозки этих продуктов, но это не понадобилось.
Вопреки курсу властей на инновации сэкономили и на науке.
Не были израсходованы 6 миллиардов рублей, выделенных в бюджете на господдержку программ развития МГУ имени Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, национальных исследовательских и федеральных университетов.
Эти средства планировалось использовать для привлечения к работе в ведущих российских вузах авторитетных ученых, а также на развитие малого инновационного предпринимательства.
В целом в 2010 году на антикризисные меры правительство потратило в три раза меньше, чем в 2009, когда расходы на эти цели составили 1,135 трлн рублей.
Последний раз правительство отчитывалось перед Госдумой в декабре прошлого года — по антикризисному пакету за 9 месяцев. Тогда претензий от депутатов прозвучало немало:
при росте цен на сырье на треть и росте доходов бюджета на 17% экономический рост оказался более чем скромным. По итогам 9 месяцев было 3,6%, по итогам года оказалось 4%.
Годовой отчет правительства тоже не вдохновляет ни депутатов, ни экспертов. «Если уж была поставлена задача модернизации экономики, то необходим рост ВВП в 7—8%, а тот рост, который случился, достигнут в основном за счет благоприятной конъюнктуры на сырье», — считает член комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Выросшие цены на нефть и эффект отложенного спроса — вот за счет чего случился экономический рост,
добавляет партнер руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. «Кое-что правительство, конечно, делало верно — госгарантии по кредитам, материнский капитал на ипотеку, поддержка занятости, программа утилизации автохлама, но существенного влияния на экономику это не оказало», — говорит Николаев.
Антикризисная программа прошлого года показала, что государство уповает на финансовые инструменты противодействия кризису и стимулирования экономики, а другие инструменты почти не были задействованы, говорит глава департамента госконсалтинга ООО «Бизнес решения» Алексей Калинин.
«Необходимо было сокращать издержки ведения бизнеса, скомпенсировать более высокие налоги снижением административных барьеров, введением простых, понятных, прозрачных льгот и послаблений для инвестиций, сдерживать рост тарифов», — говорит Калинин.
В программе антикризисных мер на прошедший год предполагалась поддержка малого и среднего бизнеса, была заявлена задача формирования «длинных денег» в экономике, привлечения иностранных инвесторов, декларировалось более эффективное использование бюджетных средств, но единственное, что было сделано, — признано, что объемы воровства при госсзакупках составляют около триллиона рублей, отмечает руководитель аналитического отдела компании «Альпари» Егор Сусин.
А вот поддержка банковской системы оказалась вполне успешной, отмечает замруководителя аналитического департамента ООО «Совлинк» Ольга Беленькая. В прошлом году прямая финансовая поддержка финансовой системе уже фактически не требовалась.