Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Не было видно, куда столица движется»

Из 574 млрд рублей, выделенных на транспортный комплекс Москвы, почти половина израсходована с нарушениями

Из 574 млрд рублей, выделенных на обновление и ремонт транспортного комплекса Москвы, почти половина израсходована с нарушениями, обнаружила Счетная палата. Если бы средства тратились в соответствии с законом, проезд в метро стоил бы дешевле, стоимость строительства «народных гаражей» была бы адекватной, а столичная авиакомпания «Москва» увеличила бы парк самолетов.

Счетная палата РФ проверила, как расходовались бюджетные деньги, выделенные транспортному комплексу столицы в 2008–2010 годах. Проверялись пять департаментов правительства Москвы, три управления, а также метрополитен, авиакомпания «Москва» (бывшая «Атлант-Союз») и аэропорт Внуково.

За три года на транспортный комплекс столицы было израсходовано 574 млрд рублей. Из них почти половина средств — 215 млрд — была израсходована с нарушениями. Это не значит, что все они были украдены, постарался сгладить эффект аудитор СП Сергей Рябухин:

«К сожалению, в СМИ прошла искаженная информация о том, что выявлены хищения. Мы говорим о нарушениях».

Но перечень злоупотреблений все равно внушительный.

Итак, государственные и муниципальные закупки осуществлялись с отступлениями от установленного порядка. Таких нарушений выявлено на 117,8 млрд рублей. Почти 60 млрд ушли на инвестиции в те объекты, которые не были включены в адресный перечень.

Не соблюдался «принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств»: в 24,8 млрд рублей обошлось строительство объектов, которые не были достроены либо достроены, но не сданы в эксплуатацию.

«Москва» не обновилась

Изрядная доля нарушений (8,9 млрд рублей) пришлась на авиакомпанию «Атлант-Союз» (сейчас авиакомпания «Москва»). «Эти средства определялись как бюджетные субсидии, но на самом деле расходовались на содержание компании», — заявил Рябухин. «Атлант-Союз» получил бюджетный кредит на 830 млн рублей — деньги должны были пойти на закупку самолетов, но эти машины так и не приобрели. В пресс-службе департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы отказались комментировать итоги проверки СП, заявив лишь, что «выводы на основании этих данных должна делать прокуратура».

«Атлант-Союз» с 1999 года был официальным столичным перевозчиком. В 2010 году город стал единственным владельцем авиакомпании, ее авиапарк состоит из четырех Ту-154М, шести Ил-86, двух Boeing-737-300, четырех Embraer-120 и шести Boeing-737-800. Проблемы у авиакомпании начались три года назад. Тогда «Атлант-Союз» принял на себя часть обязательств по перевозке пассажиров, оплативших перелет на самолетах тех авиакомпаний, которые входили в альянс AiRUnion. В результате у авиакомпании появились дополнительные расходы — в 2009 году ее задолженность перед столичным бюджетом выросла до 15 млрд рублей, вспоминает глава аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Кроме того, некоторые бизнес-решения в «Атлант-Союзе» принимались с учетом пожеланий руководства города. «Например, закупка самолетов Embraer 120 объяснялась планами вхождения Москвы в региональные аэропорты. Проект был реализован только в Иваново. Самолеты приобретались, но генерировали убытки», — говорит Пантелеев.

Один из возможных сценариев развития событий – банкротство «Москвы», говорит эксперт, хотя возможная распродажа активов не компенсирует потери кредиторов и бюджета.

В конце 2010 года аналитики оценивали долговую нагрузку авиакомпании в $3,5–8 млрд. В конце 2010 года глава Минтранса Игорь Левитин сообщил, что авиакомпания «Ютэйр» купит 51% «Москвы» — долю столичного правительства. Сейчас полеты авиакомпании прекращены.

Метро по пять рублей

Главная претензия аудиторов к руководству столичного метрополитена – неадекватное увеличение стоимости проезда.

«ФГУП «Метрополитен» снизил объем перевозок на 200 млн человек — до 2,3 млрд человек в год, а выручка выросла на 39%, в первую очередь за счет повышения тарифов»,

— заявил председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских на коллегии в Счетной палате РФ. По его мнению, метрополитену следует привлекать больше инвестиций, а не повышать стоимость проезда. Резервы для снижения цены проездного на метро имеются. «Фактически если в течение пяти лет строить линию, не прерывать строительство и не замораживать объекты, то получается 30-процентное снижение», — сказал Двуреченских.

И строить станции можно дешевле.

«С превышением на 225% средних показателей была построена станция «Кожуховская», что в два с лишним раза больше, чем обошлась самая дорогая станция», — заявил Двуреченских.

Есть и другие примеры расточительства. При ремонте путей в московском метро выявлено завышение по зарплате в два раза — на 25 млн рублей. «Если одна часть денег шла на зарплаты, а вторая на какие-то счета, безусловно, будет уголовное разбирательство», — отметил аудитор.

Автобусы — на конкурс

Видят аудиторы и возможности снижения стоимости проезда в наземном транспорте. По итогам проверки транспортного комплекса Счетная палата предложила выставить на открытый конкурс все маршруты городского общественного транспорта. Предполагается, что в конкурсных условиях будет содержаться требование по обслуживанию инфраструктуры маршрутов.

«Мы ставим вопрос о том, чтобы выставлять на конкурс все маршруты и чтобы «Мосгортранс» мог участвовать в таком конкурсе наравне со всеми», — пояснил Двуреченских.

По словам заммэра в правительстве Москвы Николая Лямова, коммерческий пассажирский транспорт должен будет работать на тех же условиях, что и муниципальный, а для управления транспортом столицы и Московской области будет разрабатываться единая маршрутная сеть и единый диспетчерский центр.

«Очень важно, по каким критериям будет осуществляться конкурсный отбор. Например, если будет сказано, что на всех маршрутах должны использоваться автобусы большой вместимости, это отсеет практически 90% частных перевозчиков, поскольку они их не приобретали», — пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. Однако частные компании могли бы выиграть конкурсы на тех маршрутах в городе, где автобусы большой вместимости физически не могут эксплуатироваться.

«Народный гараж» подорожал

Проверка Контрольно-счетной палаты Москвы выявила и букет нарушений в дорожном строительстве. В частности, как сообщил «Газете.Ru» источник в Счетной палате, 1,25 млрд рублей, выделенные на строительство дорог, были потрачены на реконструкцию железнодорожного путепровода на Третьем транспортном кольце.

Реализация программы «Народный гараж» тоже впечатляет. По словам аудитора контрольно-счетной палаты Москвы Виктора Фабисовича, программа предусматривала в 2008–2010 годах строительство 182 стоянок на 40 тысяч мест, в том числе 3000 мест на перехватывающих парковках. Но

с 2008-го по первое полугодие 2010 года было построено всего 17 гаражей вместимостью 5109 машиномест (21,1% планируемого), а ушло на это 45,3% заложенных в программу средств – более 3,17 млрд рублей.

По состоянию на сентябрь 2010 года, в эксплуатацию введены два «народных гаража» на 1187 мест, гаражи еще на 4227 машин построены, но не приняты в эксплуатацию, а по 131 объекту на 45935 машиномест, построить которые планировалось в 2009 году, лишь на 27504 места заключены договоры с гражданами.

Чтобы в дальнейшем тратить деньги с большей пользой, СП предлагает новому московскому правительству передать весь транспорт столицы под ответственность единого управленческого комплекса с осуществлением всех платежей через Федеральное казначейство. «Для нас очевидно, что город развивался без стратегического видения, начиная с бума инвестиций, когда он развивался как социально-экономический субъект, затем это была торговая площадка, затем он развивался как бизнес- и деловой центр, а нам бы всем хотелось, чтобы это была еще и комфортная среда обитания, — подытожил Алексей Акулов, глава экспертной группы, привлеченной Счетной палатой для анализа итогов проверки. — Никогда не было четкого видения, куда столица движется».

Новости и материалы
Журналисты высоко оценили новую игру с сексуальной героиней Stellar Blade
Госдеп подтвердил тайные поставки Киеву ракет ATACMS
Задержана бывший первый зампред правительства Подмосковья
Тренера Писарева дисквалифицировали на четыре матча
Врачи удвоили выживаемость при раке желудка 4-й стадии
Армянская полиция проводит жесткие задержания в центре Еревана
Ученые нашли в стоках вирус, уничтожающий одного из самых опасных паразитов
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В США заявили, что передали Украине ATACMS для применения на ее «суверенной территории»
У ЦСКА заметили существенные кадровые потери перед «Спартаком»
Найден способ в 4 раза повысить шансы на излечение от рака курильщиков
Определился обладатель Кубка Гагарина
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
Все новости