Проект указа президента о создании единого регулятора финансового рынка уже готов, заявил президент Дмитрий Медведев на совещании по экономическим вопросам. Единый регулятор «должен обеспечивать контроль и надзор за всеми инвестиционными и страховыми компаниями, определять правила работы и в конечном счете отвечать за создание прозрачных и комфортных условий их деятельности», пояснил президент.
По словам Медведева, создание новой структуры особенно важно после финансового кризиса, который вскрыл много недостатков в механизмах регулирования финансовых рынков почти во всех экономиках мира.
«Надо тщательно проанализировать опыт этой работы. Я думаю, что если мы по такой структуре определимся, то она станет более эффективным и надежным инструментом регулирования нашего рынка», — подчеркнул президент, добавив, что создание единого регулятора связано и с планами по организации международного финансового центра в Москве. Сегодня Росстрахнадзор находится в ведении Минфина, а Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) — правительства.
Впервые идею создания единого финансового мегарегулятора ФСФР представила еще в 2005 году в проекте «Стратегии развития финансового рынка на 2006—2008 годы». Этот орган должен был соединить функции Центробанка, Росстрахнадзора и ФСФР. Затем идея претерпела изменения. В декабре 2010 года Минфин предложил создать мегарегулятор на основе Росстрахнадзора, передав ему функции ФСФР и переименовав в Федеральную финансовую службу. Функции по разработке нормативных документов для финансовых рынков Минфин собирался взять себе. Но инициатива ведомства не встретила поддержки. «Минфин лишь в очередной раз высказал свою точку зрения, которую можно критиковать или поддерживать», — прокомментировал идею глава ФСФР Владимир Миловидов.
В последнем варианте проекта указа президента предлагается упразднить Росстрахнадзор, а его функции по контролю и надзору страховой деятельности передать ФСФР.
Полномочия ФСФР по принятию нормативно-правовых актов в сфере финансового рынка будут переданы Минфину, а надзорные функции за профучастниками будут распределены между ФСФР и Центробанком, регулирующим деятельность кредитных организаций.
Для участников рынка важно не то, на чьей основе будет создан мегарегулятор. «Может быть еще и третий вариант объединения, но для нас
принципиален вопрос, совместит ли новый регулятор в себе функции по принятию нормативных актов и надзора, как, например, это есть у ФАС. Чем выше статус регулятора, тем он полезнее, тем быстрее осуществляет свои функции, ведь исчезает куча согласительных процедур»,
— говорит вице-президент ОСАО «Ингосстрах» Илья Соломатин. Не исключено, что новый единый орган будет объединять функции не только ФСФР и Росстрахнадзора. Сейчас это обсуждается, рассказал в онлайн-интервью «Газете.Ru» Миловидов. Так, оптимизация регулирования финансового рынка подразумевает создание надзорного органа в тех секторах, которые сегодня не подлежат надзору, — например, рынка «Форекс» и кредитных кооперативов. Не исключено, что функции надзора за микрофинансовыми организациями Минфин также передаст единому регулятору.