Минэкономразвития не исключает, что в 2011 году могут быть использованы инструменты по установлению предельных цен на некоторые виды продовольственных товаров, заявил в понедельник замглавы ведомства Андрей Клепач. «Это инструмент, которым можно пользоваться, и я не исключаю, что подобного рода ограничениями придется воспользоваться в этом году», — заявил Клепач «Интерфаксу». Ограничения могут коснуться в первую очередь гречки, картофеля и плодоовощной группы, добавил замминистра.
Правительство имеет право ограничивать цены на срок не более 90 дней. Это разрешено делать в том случае, если в течение месяца рост розничных цен на данные продукты составит 30% и более на территории одного или нескольких регионов.
Соответствующие поправки были приняты в закон о торговле в прошлом году, но власти ни разу не воспользовались своим правом. Хотя, например, гречка из-за засухи подорожала за минувший год в 3 раза. «Было нецелесообразно» вводить предельные цены на гречку осенью, когда уборка урожая еще не была завершена, пояснил замминистра. «Кроме того, ожидалось, что ситуация с гречкой будет более благоприятная с учетом поступления сибирского урожая. Но производители и торговля зафиксировали высокий уровень цен, поскольку хозяйства потеряли много на засухе, на падении урожая — и захотели компенсировать, где только возможно», — отметил замминистра.
Заметный рост цен на продтовары начался еще во второй половине прошлого года, и остановить его пока не удалось. «Сохраняются риски значительного повышения цен весной этого года и по зерну — а значит, и на хлеб, и по мясной группе вслед за ним», — признал Клепач.
В результате инфляция вновь рискует выйти за обозначенные правительством рамки. В 2010 году она составила 8,8% при первоначальном прогнозе 6–7%.
Прогноз по инфляции на 2011 год — 7%. Но уже за январь она может выполнить почти треть годового плана. По оценке Минэкономразвития, которую озвучила в конце прошлой недели глава ведомства Эльвира Набиуллина, рост потребительских цен за первый месяц составит 2,1–2,3%. По данным Росстата, с 1 по 17 января инфляция достигла 1,4% (в годовом выражении — 9%).
В ЦБ тоже обеспокоены разгоном инфляции. «Я чувствую, что в первом квартале мы увидим ускорение инфляции. Возможно, ситуация изменится во втором квартале, я надеюсь на это», — сказал первый заместитель председателя ЦБ Алексей Улюкаев, выступая на конференции Deutsche Bank в Лондоне 21 января.
К середине года инфляция может достичь двузначных значений в годовом выражении, сообщил Улюкаев.
Двузначная инфляция по итогам года — это вполне реально, согласен руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. «Наш прогноз на 2011 год — 9%», — говорит глава Центра макроэкономических исследований BDO в России Елена Матросова. «Мой прогноз в пределах 11%», — говорит профессор экономики Российской экономической школы (РЭШ) Константин Стырин.
Методы борьбы с инфляцией давно известны: не увеличивать денежную массу, ограничивать доходность финансовых вложений, тормозить рост спроса, перечисляет руководитель практики госконсалтинга Алексей Калинин. А кроме того, ограничивать рост тарифов, увеличивать и стимулировать товарное предложение и не сильно ограничивать импорт, добавляет Матросова.
Но в текущих условиях выбор инструментов ограничен.
Стерилизация денежной массы, к которой правительство активно прибегало до кризиса для борьбы с инфляцией, сейчас грозит подорвать экономический рост, и без того слабый.
«Стерилизовать денежную массу, как это делалось в 2000-е годы, проблематично. Во-первых, дефицитный бюджет на 2011 год уже утвержден. Во-вторых, положительное сальдо может быть достигнуто либо за счёт повышения налогов, либо сокращения расходов. И одно, и другое привело бы к сокращению совокупного спроса и замедлило бы восстановительный рост экономики», — говорит Стырин.
Задействована будет в первую очередь монетарная политика: инфляция будет сдерживаться усилиями ЦБ на денежном и валютном рынках, считает Калинин.
Но такой метод сдерживания инфляции, как введение предельных цен на продукты, эксперты оценивают однозначно негативно: это может привести к дефициту или снижению качества товаров.
«Не только практика СССР с его пустыми полками, но и эксперименты некоторых губернаторов начала 1990-х годов показали:
как только вводится регулирование цен, немедленно образуется дефицит, товар исчезает из продажи с последующим еще более высоким ростом цен на теневом, не покрываемом официальным наблюдением рынке»,
— напоминает Калинин. Более деликатной мерой было бы субсидирование производителей и продавцов, добавляет Стырин. Но практическая реализация таких решений в российских условиях представляется проблематичной, отмечает эксперт.
«Не предельные цены, а взращивание конкурентной среды, устранение административных барьеров для бизнеса — вот наилучший вариант решения проблемы», — напоминает Матросова. Но такую работу надо вести регулярно, говорят эксперты, а не когда цены выходят из-под контроля.