С 2000-го по 2008 год из России нелегально вывезено $427 млрд, подсчитали эксперты Global Financial Integrity (GFI). И нелегальный отток капитала увеличивался: в 2000 году он составил $15,61 млрд, в 2004-м — $37,05 млрд, в 2007-м — $55,33 млрд, в 2008 году – $196,37 млрд.
Обошел Россию только Китай, из которого за девять лет вывезли $2,176 трлн. В десятку лидеров вошли также Мексика ($416 млрд), Саудовская Аравия ($302 млрд), Малайзия ($291 млрд), Объединенные Арабские Эмираты ($276 млрд), Кувейт ($242 млрд), Венесуэла и Боливия ($157 млрд), Катар ($138 млрд), Нигерия ($130 млрд).
Всего незаконный вывоз капитала из развивающихся стран вырос с $369 млрд в 2000 году до $1,26 трлн в 2008 году. На долю десятки лидеров приходилось около 70% этих средств. При этом в последние годы «вклад» России стал весомее: если в 2007 году он составлял около 3—4%, то в 2008 году вырос до 15%.
За 2009 год у GFI пока предварительные оценки: незаконная утечка капитала из развивающихся стран достигла $1,3 трлн, увеличившись на 2,9% по сравнению с 2008 годом.
При этом эксперты GFI отмечают, что приведенные ими цифры могут быть занижены, поскольку не включают контрабанду, некоторые виды занижения стоимости товаров и обмен активами.
Основной канал нелегального вывоза капитала — это искажение таможенной стоимости товаров, на долю которого приходится 54,7% капитала. Такой способ более всего характерен для Китая и некоторых азиатских стран. Для нефтедобывающих стран, в том числе России, свойствен другой способ — через балансы платежей.
«Это так называемые контракты за оказание услуг компанией в другой юрисдикции. Это могут быть услуги консалтинга или маркетинга, которые невозможно измерить или посчитать. А на вопрос, почему выбрали зарубежную компанию для этих целей, всегда можно ответить, что она выиграла тендер», — объясняет главный экономист «ВТБ Капитал» Алексей Моисеев. По его словам, также излюбленные способы вывода денег за рубеж — это невозврат экспортной выручки, завышение цен по импорту и занижение по экспорту.
Данные GFI по России эксперты считают преувеличенными. «Здесь смешаны два понятия — источник незаконного капитала и каналы, по которым сбывают деньги. Далеко не обязательно полученная взятка уйдет за границу», — говорит Моисеев. По его словам,
разница между статистикой GFI и данным Центробанка слишком велика, такие миллиарды должны быть где-то отражены.
«Я бы осторожно относился к интерпретации GFI. Можно ориентироваться на методологию платежного баланса, рассчитываемого Центробанком, в нем косвенно указаны незаконные потоки капитала. Это и недополученная экспортная выручка, и средства, не возвращенные по внешнеторговым контрактам, и чистые ошибки и пропуски», — соглашается главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
«Мы, конечно, изучим этот отчет, но это не тот документ, на который необходимо оперативно реагировать, ведь последние данные приводятся за 2008 год», — заявил «Газете.Ru» источник в Росфинмониторинге. По его словам, для ведомства более значимы подсчеты и статистика Центробанка и правоохранительных органов.