Компания ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) проверила заявления российского правительства о выполнении задачи удвоения ВВП. Ее поставил Владимир Путин в ходе своего первого президентского срока, обращаясь с посланием к Федеральному собранию в 2003 году. Правда, срок, который он отвел на решение этой задачи, так и остался до конца не выясненным. В ходе выступления Путин назвал два варианта: к 2010 году и за десять лет. Противоречия между этими двумя формулировками не было в одном только случае: если за точку отсчета брать не 2003, а 2001 год — первый год, бюджет которого был подписан Путиным-президентом. Но через год Путин, вдохновленный ростом экономики за первые четыре месяца 2004 года на 8% в годовом выражении, еще раз вернулся к этой теме и совсем все запутал. «Если мы удержим экономический рост на уровне первого квартала текущего года, мы смогли бы добиться удвоения ВВП не за десять лет, а уже к 2010 году», — сказал Путин. С тех пор тема еще не раз звучала с высоких трибун.
В сентябре 2008 года на встрече с иностранными бизнесменами в Сочи Путин заявил, что цель близка: Россия решит задачу удвоения ВВП к концу 2009-го — началу 2010 года. «Это уже медицинский факт», — сказал он. Но наступил кризис, экономика перешла от роста к падению, и тема оказалась подзабыта.
Вспомнил о ней Алексей Кудрин. В июне 2010 года он сообщил, что задача «удвоения ВВП» все же была практически выполнена.
Если считать по паритету покупательной способности, то это произошло уже в 2008 году, объявил министр финансов. А если бы не кризис, то задача была бы выполнена и формально.
Однако эксперты ФБК подсчитали, что это далеко не так. Свои выводы они основали на данных Росстата за 2001—2010 годы. В 2001 году, по данным ведомства, ВВП вырос к предыдущему году на 5,1%, в 2002-м — на 4,7%. Затем два года подряд темпы превышали 7%. В 2005 составили 6%, затем опять на два года поднялись до 7% с лишним. В 2007-м был поставлен рекорд — 8,5%, в кризисный 2008-й темпы сократились до 5,2%, а на дне кризиса экономика показала минус 7,8%. В прошлом году началось восстановление — 3,8% ВВП (по оценке Минэкономразвития).
Итого за 10 лет рост составил 59,2%, подсчитали эксперты ФБК. И оговорку «помешал мировой финансовый кризис» надо сразу отмести,
добавляет руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Почему-то другим странам это не помешало. Рост ВВП Китая за 10 лет составил 262,1%, Казахстана — 221%, Белоруссии — 202,7%», — говорит он.
«Идею удвоения ВВП нельзя трактовать буквально, это был призыв Путина к интенсивному росту экономики. Он хотел сказать, что недостаточно идти темпом в 3—4%, нужно удваивать ежегодный рост», — не разделяет обличительного тона глава Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Абрамова.
Но, даже если трактовать лозунг подобным образом, сделано для достижения поставленной цели было крайне мало, сходятся во мнении эксперты. «Было бы удивительно, если с таким инвестиционным климатом удалось удвоить ВВП за 2001—2010 годы, — признает глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. —
Дорожающая нефть создала иллюзию, что у нас все и так идет прекрасно, поэтому можно продолжать «строить бизнес» и раздавать государственную собственность чиновникам — то есть делать как раз то, что мешает удвоению».
Для роста экономики нужен рост производительности труда, а власти этим не озаботились, констатируют эксперты. Правительство не смогло разумно распорядиться притоком нефтедолларов. «Капиталы, которые пришли из-за рубежа на фоне роста ресурсных цен, ушли в наиболее прибыльные отрасли, инвестиции в финансовые активы, недвижимость (с расчетом на рост цены актива, а не прибыль от него), но рост цен на активы — это не рост реального производства», — говорит руководитель аналитического отдела компании «Альпари» Егор Сусин.
Даже сверхприбыльный сырьевой сектор работал не на развитие.
«Компании преимущественно росли не вертикально, развивая имеющиеся активы, а горизонтально — расширялись за счет приобретения новых активов. В результате эффективность работы компаний, качество активов не повышалась»,
— отмечает эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Петр Клюев. Консолидация активов привела к монополизации отдельных секторов экономики, особенно ключевой для России нефтегазовой отрасли. Итогом этого процесса стало снижение уровня конкуренции, что стало еще одним фактором, затормозившим развитие экономики.
«Политика накопительства, а не развития — вот основная причина замедления роста ВВП», — резюмирует Николаев. К этому стоит добавить провал административной реформы и коррупционный налог, при котором деньги изымаются из экономики.