Лондонская биржа металлов (LME) сообщила, что 80—90% всех товарных запасов меди оказались сосредоточены в собственности одного трейдера.
Это, по подсчетам The Wall Street Journal, половина всех биржевых запасов меди в мире стоимостью примерно $3 млрд.
Месяц назад LME обнародовала данные, согласно которым в руках одной компании было 50% меди на лондонской бирже. Источники, знакомые с ситуацией, рассказали тогда, что трейдерская компания работает в интересах банка JP Morgan Chase. Но пока непонятно, увеличил ли свои медные позиции американский банк или появился новый скупщик, признаются аналитики.
«В данной ситуации не важно, кто именно владеет активом, главное, что один человек открыл столь существенную позицию», — считает президент Resolved Inc. Дэвид Трелкелд.
Скупают и другие металлы. 90% алюминиевых запасов Лондонской биржи также сосредоточены у одного трейдера. Никель, цинк и алюминиевые сплавы собраны по 50—80%, от 40% до 50% олова владеет одна компания.
Органы финансового контроля налагают ограничения на количество фьючерсных контрактов, которыми может владеть один трейдер. Но ничто не ограничивает прямое владение запасами. В правилах LME не оговорено, какую именно долю от общего количества товарных запасов можно держать одному участнику рынка. Вместо этого биржа просит основного владельца сделать металл «доступным для краткосрочных инвестиций». LME объясняет, что рассматривает каждую сделку отдельно.
На международных рынках металла существует возможность организовать скупку большей части запасов на одну компанию и потом существенно влиять на цены.
Во вторник цена на трехмесячные медные контракты на LME достигла исторического максимума — $9 327 за метрическую тонну, дневной рост составил 1,6%. В Нью-Йорке за фунт меди давали $4,2705, за год цена выросла на 28%.
Рекорду способствовал мощный роста спроса со стороны Китая: в ноябре китайский импорт меди увеличился на 37%, до 232 298 метрических тонн. Потребление меди быстро растет также в Бразилии и США. Одновременно на торговые площадки поступило сообщение о временном прекращении работы из-за аварии в Чили третьей по размеру медной шахты — Colluhuasi. Фондовый рынок США, начавший рождественское ралли, поддержал рост.
Инвестиции в товарные запасы металла — рискованное дело, предупреждают аналитики. Спекулянтам приходится покрывать расходы на хранение и страховку. «В заключительном раунде нужно найти кого-нибудь, кто все это купит», — предупреждает Дэвид Трелкелд. Только рекордный рост цен на металлы позволяет пока не проигрывать в этой игре.