Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) и службу страхового надзора (Росстрахнадзор) необходимо объединить, считает вице-премьер Алексей Кудрин. «Возможность объединения ФСФР с Росстрахнадзором вполне реалистична», — отметил глава Минфина на форуме, организованном газетой «Ведомости». Идея объединения этих двух ведомств появилась давно, напомнил он, но сейчас министерство готовит такое предложение. По его мнению, необходимо сблизить регулирование сфер финансового рынка, рынка страхования и банковских услуг. «Будем двигаться постепенно. Думаю, что перспектива объединения двух как минимум структур для того, чтобы унифицировать инструменты регулирования, у нас есть», — сказал он.
Глава ФСФР Владимир Миловидов поддержал предложение, отметив, что до сих пор тема объединения двух служб обсуждалась не в публичной плоскости. «Я отношусь к этой идее как к заслуживающей внимания, — сказал Миловидов. — Возможность такого объединения, с моей точки зрения, присутствует, но пока никаких решений по этому вопросу нет».
Инициатива Минфина действительно не нова.
Впервые идею создания единого финансового мегарегулятора представила ФСФР в 2005 году в проекте «Стратегии развития финансового рынка на 2006—2008 годы».
Согласно концепции того времени, «мегарегулятор» должен был стать коллегиальным и независимым органом «стратегического регулирования» всех финансовых рынков капитала: банковского, страхового и фондового рынков, соответственно, соединив функции Центробанка, Росстрахнадзора и ФСФР. Спустя некоторое время появилась версия, согласно которой ЦБ должен был сохранить свои функции, а остальные два ведомства объединиться на основе ФСФР. Но позже, незадолго до того, как тогдашний глава ФСФР Олег Вьюгин покинул ведомство, он признал, что служба не может взять на себя функции мегарегулятора. Такая структура должна обладать гораздо большими полномочиями, чем его ведомство, пояснил Вьюгин, и, как показывает опыт развитых стран, не входить в систему исполнительной власти страны.
Вновь идею создания мегарегулятора эксперты и чиновники стали активно обсуждать в период кризиса, но никаких конкретных шагов сделано не было.
Сейчас на создание мегарегулятора уйдет один-два года, считает руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Александр Коваль.
«Этот вопрос действительно обсуждается в настоящее время, он обсуждался и пять, и семь лет назад. Пока никакого документа на эту тему разработано не было, изучаются плюсы и минусы избрания такого решения», — отметил глава ФССН, добавив, что не может определить, будет в таком решении больше плюсов или минусов.
Мировая практика в этой сфере разнообразна. Где-то регулирование сферы финансов разделено точно так же, по ведомствам, как и в России, говорит заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. «Второй вариант предполагает создание единого мегарегулятора, органа, который надзирает за всеми финансовыми рынками, а третий — что ЦБ регулирует банки отдельно, а остальные финансовые организации — другой единый орган», — говорит эксперт.
Но не факт, что создание мегарегулятора — оптимальное решение, отмечают эксперты. Например, в Великобритании рассматривается вопрос о реформировании мегарегулятора, напоминает Самиев: «Кроме плюсов, связанных с тем, что рынки находятся под единым надзором и синхронно развиваются,
есть и минусы. Контролируемые рынки слишком разные по своей природе. Соответственно, нормативы и требования к их развитию и деятельности тоже должны быть разными, чтобы не допустить перекоса и потери важных элементов в их развитии».
Страховой и фондовые рынки очень разные, соглашается управляющий партнер компании «Третий Рим» Андрей Мовчан. По его мнению, реализация идеи целиком и полностью зависит от политической воли. «Все ведомства стремятся к укрупнению. Понятно, что желание продиктовано чьими-то амбициями», — отмечает Мовчан.
С другой стороны, в слиянии ФССР и ФССН есть логика. Период «быстрых» денег подошел к концу, проблемы долгового рынка у всех на виду, рассуждает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. «Соответственно, растут финансовые риски. Они и связанные с ними риски банковского сектора рано или поздно станут элементом работы страхового рынка. Таким образом, регулируя деятельность в сегменте торговли ценными бумагами, государственная служба должна будет знать, как её решения отразятся на состоянии страхового рынка и наоборот», — говорит Осин.
Сфера страхования и финансовых рынков взаимосвязаны, так как резервы страховых компаний, по большому счету, инвестируются в инструменты фондового рынка,
соглашается заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая. Кроме того, объединив ведомства, государство снизит расходы на их содержание. «Я связываю предложение министра Кудрина со стремлением оптимизировать расходы бюджета и штат чиновников. Одну государственную службу содержать наверняка дешевле, чем две», — говорит эксперт.