«Повышение страховых взносов — это обнаженный нерв взаимодействия власти и бизнеса», — заявил на заседании президиума «Деловой России» вице-президент и глава аналитического центра организации Александр Галушка. В первую очередь слова были адресованы министру финансов Алексею Кудрину, принимавшему участие во встрече.
С 1 января 2011 года страховые взносы, которые бизнес отчисляет в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования, вырастут с 26% до 34%. Бизнес давно просил повременить с повышением взносов, уверяя, что после кризиса мера станет крайне болезненной для него. Год отсрочки правительство предпринимателям предоставило — изначально повышение планировалось с 2010 года. Но больше в условиях дефицитного бюджета власть поблажек давать не намерена. Согласно подсчетам Минздравсоцразвития, только в следующем году повышение взносов принесет в бюджет 988 млрд рублей, а в 2012 году — 1,18 трлн рублей.
Но бизнес доказывает, что цифры эти правительство увидит только на бумаге. Ответной реакцией на рост налоговой нагрузки станет уход бизнеса в тень: на такой шаг готов пойти каждый четвертый предприниматель,
показал опрос ДР. Четверть бизнесменов будут вынуждены повысить цены, 21% — сократить инвестиции и сотрудников, 16% — соцпакеты. Кроме того, малый и средний бизнес уверены, что в результате повышения страховых взносов только усилится сырьевая зависимость российской экономики, а ее конкурентоспособность снизится. «В первую очередь пострадают те компании, где много работников и невысокая зарплата, в среднем 20—22 тысячи рублей», — предупреждают в «Деловой России». А вот сырьевые компании, в которых зарплата составляет 10% выручки, почти не пострадают.
«Высокая нагрузка на фонд оплаты труда не характерна для развивающихся экономик, которые ставят перед собой задачу модернизации», — продолжил Галушка.
Кроме того, ряд российских компаний могут отказаться от российской юрисдикции в пользу казахстанской или украинской, где налоговая нагрузка ниже. В результате повышение страховых взносов может привести к замедлению темпов роста ВВП на 0,7%, предупреждает бизнес
и предлагает альтернативу — ввести плоскую шкалу для социальных взносов. На сегодняшний день работает регрессивная шкала: размер страховых взносов составляет 34% лишь для годовой зарплаты до 415 тысяч рублей. А для зарплаты выше 600 тысяч рублей в год ставка составляет 2%.
В итоге уровень эффективной ставки, по подсчетам Экономической экспертной группы и Института Гайдара, составит 27—28%.
Плоская шкала для социальных взносов, если сохранить базовую ставку на уровне 26%, по мнению бизнеса, позволит расширить налоговую базу. А недобор «Деловая Россия» предлагает покрыть за счет перенесения нагрузки на налогообложение тех товаров, которые не имеют решающего значения для модернизации экономики.
Так,
если условия обложения НДПИ в газовой отрасли приблизить к условиям в нефтяной, то казна может получить 1 трлн рублей. Еще около 1 трлн рублей могла бы принести дифференциация НДПИ на нефть в зависимости от месторождения.
Бизнес также предлагает увеличить акцизы на алкоголь и табак хотя бы до уровня беднейших стран Евросоюза, что принесло бы в бюджет 600 млрд рублей. Кроме того, допдоходы в бюджет может принести и налог на дорогую недвижимость. «Мы предлагаем 50 квадратных метров на человека сделать необлагаемым минимумом, а свыше облагать по высокой ставке», — сказал Галушка. Еще можно увеличить выплату дивидендов в госкомпаниях, которые сейчас находятся на «аномально низком уровне», считают в ДР.
В результате такого налогового маневра казна может получить минимум 3,5 трлн рублей, что позволит не просто не поднимать, но и снизить страховые взносы. «Для нас целевым ориентиром является ставка в 21%.
Это размер социального налога в Казахстане, нашем прямом конкуренте. Если снизить ее до 20%, то уровень сбора и даст искомые 2% ВВП. Тот, кто это предложит, будет самым популярным политиком в России», — намекнул Галушка.
Кудрин сомневается, что бюджет сможет получить вместо менее чем одного триллиона рублей три с половиной. Увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор на 2 трлн рублей «не порадует Игоря Сечина» (вице-премьера, курирующего ТЭК — «Газета.Ru») , признался министр финансов: «Эта нефтяная нагрузка избыточна и приведет к снижению добычи. Сегодня мы уже вышли на серьезную нагрузку для этого сектора». По его словам, доля нефтегазового сектора в экономике будет снижаться и при меньшей налоговой нагрузке в силу того, что введение новых месторождений «еле-еле» будет успевать замещать выпадающие. Средний темп прироста добычи составит 1—2%, и это при оптимистичном прогнозе, напомнил Кудрин.
Получить еще 1,5 трлн рублей за счет остальных предложений ДР тоже не получится, поделился Кудрин: «В один год со всех это не собрать. Этот налоговый маневр не на один год, а на несколько лет».
Альтернативой неповышению социальных взносов может быть только снижение расходов, напомнил министр финансов. «Я за первый путь: я вижу возможности для оптимизации расходов. Но настроения не у всех такие», — признался он.