Объединенная судостроительная корпорации (ОСК), претендующая на верфи бизнесмена и сенатора Сергея Пугачева, провела оценку их стоимости. Привлеченные независимые аудиторы — в их числе Ernst&Young и Deloitte — выявили, что ОАО «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод» и проектно-конструкторское бюро «Айсберг», расположенные в Санкт-Петербурге, стоят не дороже 28 млрд руб.
Эта совершенно противоречит оценке, сделанной ранее ЗАО БДО по заказу самой Объединенной промышленной корпорации (ОПК). По ее результатам, дивизион «ОПК — судостроение» стоит около 101 млрд руб., то есть в 3,6 раза больше, чем заявляет ОСК.
В судостроительной корпорации говорят, что ОПК отказывается предоставить документы, которые помогут выяснить, откуда такая разница в оценках. В промышленной же корпорации Пугачева уверяют, что «все запрашиваемые документы были предоставлены» и, если ОСК не принимает результаты БДО, «это их право».
«ОПК приводит, например, в качестве аргумента, что она является эксклюзивным поставщиком кораблей для Минобороны. А по факту завод «Янтарь» (входит в ОСК) недавно выиграл тендер на строительство фрегатов для ВМФ. Вот откуда разница.
У ОПК есть бывшее монопольное положение по строительству надводного флота и, возможно, даже документы на эту тему, но в реальности нет того объема заказов, который подтвердил бы их высокую стоимость»,
— указывает на причину расхождения оценок осведомленный источник, которого цитирует «Интерфакс».
В ОСК дают понять, что под их нынешней оценкой надо понимать оценку ЦБ, ведь и ОСК, и ЦБ представляют государство.
Но в ОПК надеются доказать свою правоту. Как сообщили «Газете.Ru» в ОПК, оценка ОСК носит «познавательный характер».
Официального оценщика назначит арбитражный суд, поскольку активы находятся в залоге у ЦБ и по ним идет судопроизводство. Возможно, что на активы найдутся другие претенденты помимо ОСК, которые оценят активы иначе, говорит источник «Газеты.Ru» в ОПК.
Деньги для Пугачева сейчас жизненно важны, но ему придется уступить, полагают эксперты. «Чтобы расплатиться по всем долгам, ему нужно $2 млрд, — напоминает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Причем деньги ему нужны до конца года. В противном случае он может потерять весь свой бизнес. Так что особого выбора у Пугачева нет».
Но вряд ли удачная сделка по активам Пугачева сделает ОСК эффективной компанией, добавляет эксперт: ОСК работает еще медленнее, чем другие госкорпорации, консолидация активов началась только в прошлом году, а значительные денежные средства мертвым грузом лежат на счетах. Серьезные претензии к ОСК есть у Генпрокуратуры. «Роман Троценко работает по простой схеме консолидации активов, но пока даже это дело дает пробуксовку. С более сложными функциями ОСК не справляется, — говорит эксперт. — На рынке уже ходили слухи, что после первого этапа консолидации его снимут».