«Сегодня пенсионная система имеет примерно 30% дефицита», — заявил в понедельник на заседании президиума Госсовета по вопросам социального обеспечения пожилых людей глава Минфина Алексей Кудрин. Чтобы закрыть этот дефицит, из федерального бюджета в этом году в Пенсионный фонд России (ПФР) будет перечислено 1 трлн 116 млрд рублей.
И меры, которые правительство предпринимает для сокращения дыры в пенсионной системе, помогут лишь временно, добавил министр:
«После повышения страховых взносов в следующем году дефицит уменьшится на 875 млрд рублей, но с 2013 года дефицит снова вернется к величине 1 трлн 100 млрд рублей».
С учетом того, что расходы казны страны в 2013 году составят по плану 12,1 трлн рублей, на подпитку пенсионной системы уйдет почти их десятая часть.
Если так пойдет дело и дальше, страна столкнется с рисками или «недостаточной индексации пенсии» в будущем, или «искажения расходов федерального бюджета, который имеет другие задачи», предупредил вице-премьер. Другими словами, если пенсионерам повышать пенсию прежними темпами, на другие задачи государства денег будет оставаться все меньше.
Пенсиями дело не исчерпывается. По разделу «социальная политика» регионы ежегодно тратят 1,2 трлн рублей. Еще 500 млрд выделяет на пожилых людей федеральный центр, не считая покрытия дефицита ПФР. «Расходы очень высокие и для федерального уровня, и для субъектов. Но адресность их очень низкая», — заявил Кудрин.
Выход министр видит в более жесткой дифференциации социальной поддержки. «У нас категории граждан поддерживаются независимо от их социального или материального положения», — пояснил министр, а нужно оказывать поддержку тем, кто больше в ней нуждается.
Отчасти проблему реформирования пенсионной системы призвана решить новая редакция закона о социальном обслуживании населения. В течение полугода соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму, заявила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. «Это закон, который полностью отнесен к полномочиям регионов и муниципалитетов, но опыт шести лет показал, что нам необходимо методологическую основу и определенные стандарты принимать на федеральном уровне для обеспечения единообразия работы всех регионов РФ», — пояснила Голикова.
Обсуждается и реформа накопительной части пенсии. Сейчас на ее формирование работодатель отчисляет в пенсионный фонд 6% от заработка сотрудников моложе 1967 года рождения. Граждане могут выбрать несколько вариантов их сохранения: передать в негосударственный пенсионный фонд, в одну из частных управляющих компаний или же в государственную управляющую компанию, функцию которой выполняет госкорпорация ВЭБ. Если гражданин пренебрег выбором, его накопления автоматически попадают под управление ВЭБа. Таких подавляющее большинство: к началу 2010 года пенсионные счета имели около 70 млн россиян, из которых порядка 90% являлись «молчунами» (в 2004-м показатель составлял 98,1%). К 1 апреля на пенсионных счетах в ВЭБе находилось 709,1 млрд рублей.
Эти средства, к судьбе которых граждане проявляют такое равнодушие, выпадают из распределительной пенсионной системы, увеличивая дыру в бюджете ПФР. Но даже если полностью отказаться от накопительной части пенсий, проблему дефицита это не решит.
Есть и более радикальный способ сокращения дефицита ПФР — повышение пенсионного возраста, к необходимости которого чиновники и готовят постепенно население. В апреле 2010 года помощник президента Аркадий Дворкович сообщил, что проблему повышения пенсионного возраста «откладывать больше нельзя» и «люди готовы» к обсуждению. Кудрин высказался еще более определенно: дефицит бюджета ПФР, который покрывается из казны, неизбежно приведет к увеличению пенсионного возраста. Поднимать пенсионную планку он предложил поэтапно, по полгода-году. До какого возраста и за какой срок — пока неизвестно, эта тема в стадии обсуждения.
Повышение пенсионного возраста в России неизбежно, согласен партнер, руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. «От этого никуда не деться. Не получится работать меньше, а жить хорошо, хотя бы как в Европе», — говорит Николаев.
«Все варианты решения пенсионной проблемы давно изучены: или переложить проблему на бизнес, или на самих людей», — говорит глава ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. Как показывает опыт Европы, самый эффективный путь — увеличение пенсионного возраста. Но это и самая непопулярная мера.
На повышение пенсионного возраста власти решатся не раньше 2013 года, после президентских выборов, полагает руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин. Хотя и реформирование накопительной части пенсии неизбежно, добавляет он:
«Власти будут вынуждены переложить груз ответственности с государства на самих граждан, это будет завуалированное сокращение пенсий, что еще больше отдалит нас от стандартов социального обеспечения».
Пока же власти продолжают наращивать социальные обязательства перед гражданами. За девять лет пенсии выросли в реальном выражении в три раза, отмечает научный руководитель экономической экспертной группы при правительстве России Евсей Гурвич. За счет пенсионных взносов покрывается лишь 37% пенсии, остальные 63% составляют дотации из госбюджета, подсчитал Гурвич. Никакая экономика этого не выдержит.