Абоненты сотовых операторов смогут оплачивать покупки деньгами со счета мобильного телефона, в том числе через SMS-сообщение. Такой законопроект был принят Госдумой в среду в первом чтении. Открывать при этом специальный банковский счет не нужно. Как пояснил один из авторов законопроекта, председатель комитета по финансовому рынку Владислав Резник, для проведения мобильных платежей банку необходимо будет заключить с оператором связи договор, по условиям которого он и будет осуществлять от своего имени расчеты по обязательствам физлиц.
Предполагается, что через мобильные телефоны будут оплачиваться товары и услуги физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Операторы «большой тройки» в целом поддерживают законопроект: возможность предоставления финансовых и банковских услуг – перспективное направление развития телекоммуникационной отрасли. Проникновение услуг сотовой связи (количество sim-карт на 100 жителей) в России превышает 140%, в то время как уровень проникновения банковских карт не превышает 45%. Правда, по мнению сотовых компаний, участие банков в организации мобильных платежей может обернуться удорожанием услуг связи для абонентов.
«Мобильная телефония — это огромный, еще не освоенный рынок, и мобильные платежи составляют реальную конкуренцию традиционным банковским переводам и платежам. Соответственно, за этот рынок идет жесткая борьба», — говорит аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов.
По словам источника «Газеты.Ru» в Госдуме, за принятие законопроекта проголосовали все пришедшие депутаты, за исключением нескольких человек. Несмотря на это, член комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель подкомитета по законодательству о банках и банковской деятельности Павел Медведев утверждает, что этот закон принят не будет. По его словам,
аппаратом президента и Минфином уже принято решение, что законопроект до второго чтения не дойдет.
«Это циничный обман. Банки хотят создать структуру, неподконтрольную регулятору», — возмущается Медведев. Эксперт объясняет схему: «Если вы хотите дать взятку, вы кладете деньги на мой мобильный, а не на банковский счет. Затем я даю поручение своему сотовому оператору отправить их туда, куда захочу. Оператор через банк, который будет с ним сотрудничать по новому закону, даст мне возможность без открытия счета эти деньги снять в банке». До сих пор такую услугу предоставляли бандитские обменники. Теперь это можно будет делать через банк – вот смысл нового закона, говорит Павел Медведев.
В середине мая президент Дмитрий Медведев наложил вето на законопроект о поправках в закон «О связи», которые пытались разрешить участие в приеме платежей «привлекаемых» операторов связи и «иных» (третьих) лиц. В статье 1 закона о банковской деятельности говорится, что банковские операции могут проводить только те субъекты, которые имеют банковскую лицензию. Однако обязанности «привлекаемых операторов связи и иных лиц» не определены: в частности, к ним не предъявляются требования о наличии статуса оператора по приему платежей. Поэтому указанные лица оказываются необоснованно освобождены от обязанностей, возложенных законом о деятельности по приему платежей.
«Именно факт получения банковской лицензии на эти операции отражает опыт работы всей банковской системы.
Недаром Центробанк против подобного нововведения, справедливо считая, что платежи в пользу третьих лиц и затруднительная идентификация плательщиков будет способствовать проведению мошеннических операций, в том числе взяток», — добавляет Сафонов.
«Новый закон, по сути, возвращает идею третьих лиц, против которой был президент», — указывает Павел Медведев.
Депутат Госдумы Валерий Селезнев добавляет, что законопроект создает коллизию. Абонент может с помощью оператора перевести денежную сумму в любой город, где она будет снята со счета партнером этого абонента. При этом после операции абонент может обратиться в банк с заявлением, что он не собирался никуда переводить свои деньги, и попросит их вернуть. Банк в таком случае обвинит во всем мобильного оператора. Но, исходя из Гражданского кодекса, у абонента с банком нет никаких отношений, так как не было заключено никаких соглашений. В таком случае абонент может быть как раз тем «иным» лицом, которое никакой ответственности не несет, считает Селезнев.
По словам Павла Медведева, сейчас, по поручению президента, готовится документ, где вопрос мобильных платежей решен иначе. «В законе о платежной национальной системе статья № 6.1 будет посвящена именно мобильным платежам. И там конструкция агентская», — поясняет Медведев.
Банк имеет право взять в качестве агента мобильного оператора, который получает статус банковского агента и действует от имени банка. Это не противоречит ГК. При такой схеме банковская операция находится под надзором, ведь ее совершает банк, уточняет парламентарий.
По его словам, президент требует скорейшей подготовки документа, так как хочет создать международный финансовый центр, что невозможно сделать без системы цивилизованных расчетов, и из-за претензий FATF (межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) по поводу разрешенной в России системы бесконтрольных платежей.