Россияне отмечают резкий рост цен. Если ещё в июле число тех, кто считал инфляцию высокой, было 35%, то сейчас уже 47% обращают на неё особое внимание, свидетельствует данные исследования «Цены опять растут: темпы инфляции после летних пожаров» Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Высоким уровень инфляции считают в первую очередь жители средних городов и сел (51 и 52% соответственно), а также малообеспеченные респонденты (66%). Москвичи и петербуржцы, равно как обеспеченные россияне, считают рост цен умеренным (48 и 49% соответственно). Но доля респондентов, оценивающих инфляцию как умеренную, с июля снизилось с 46 до 41%. Незначительным рост цен называют лишь 7%.
Сильнее всего, по ощущениям потребителей, подорожали молочные и мясные продукты. 75% опрошенных полагают, что цены на мясо и молоко в последнее время выросли, треть — что значительно.
Сетуют россияне на подорожание из-за засухи овощей и фруктов: 68% респондентов указывают на это. Рост же в цене хлебобулочных изделий волнует 67% опрошенных. Количество тех, кто отмечает их подорожание, увеличилось на 16%, а в отношении молочных продуктов на 13% за год. Обращают внимание россияне и на рост коммунальных платежей — 68% пожаловались на него исследователям, причем почти 40% утверждают, что цены на коммуналку выросли значительно. Реже всего потребители указывают на подорожание бензина — всего 60% опрошенных.
Чиновники между тем докладывают о незначительном повышении цен на отдельные продукты — и только в регионах, где рынок сельхозпродукции монополизирован. Именно такие слова произнесла глава Минсельхоза Елена Скрынник на совещании по ситуации в перерабатывающей отрасли, которое провел в среду президент России Дмитрий Медведев.
«В некоторых регионах цены на хлеб и молоко выросли на 15–20%, — признала она. — Это имело место именно в тех регионах, где рынок монополизирован». При этом министр подчеркивает, что рост цен на продукты «носит исключительно спекулятивный характер и не имеет никакого экономического обоснования».
«Безусловно, противоречие между тем, что видят россияне на прилавках, и официальными цифрами, о которых докладывают чиновники, существует, и это не может не вызвать недовольства населения», — говорит экономист Никита Кричевский. Причем торговые сети и продовольственные точки, учитывая пристальное внимание властей к социльно значимым продуктам, решают проблемы по-своему: зачастую они переносят повышение цен на другие продукты, а с вызвавшей столько скандалов гречкой, например, предпочитают вообще не иметь дела.
Правда, проводить знак равенства между ростом цен на ряд значимых продуктов и показателем общей инфляции не совсем верно, отмечают эксперты.
Восприятие инфляции населением сильно отличается от официальных подсчетов по нескольким причинам. При миллионах товаров и услуг, существующих на рынке, в статистику, исходя их которой рассчитываются показатели инфляции, попадает только 500, говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. Подсчитываются только наиболее массовые товары и услуги, распространенные на всей территории России.
«А доля круп, зерна, макарон, яиц, муки, молока и молочных продуктов, на подорожание которых в первую очередь обращают внимание россияне, дает очень малый вклад в показатель инфляции — всего около 4%»,
— объясняет Поляков. Из 3400 трлн рублей, которые тратятся россиянами, на эту группу приходится лишь около 40–50 млрд рублей. Поэтому, хотя отдельные продукты питания действительно сильно подорожали (например, гречка с начала года выросла в цене вдвое), на общем уровне роста цен это отразилось не так сильно.