В первом полугодии 2010 года в экономику России поступило $30,4 млрд иностранных инвестиций, что на 5,5% ниже по сравнению с первым полугодием прошлого года, сообщил Росстат.
Прямые иностранные инвестиции сократились на 11%, до $5,4 млрд. Падение портфельных иностранных инвестиций более значительно — на 18,9%, до $0,7 млрд. Прочие инвестиции, включающие кредиты, снизились на 3,8%, до $24,3 млрд, из которых $6,78 млрд приходится на торговые кредиты (они одни показали рост, увеличившись в январе — июне на 33% по сравнению с прошлогодним показателем). В целом к концу первого полугодия накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику достиг $262 млрд, что на 8,3% больше, чем было год назад.
Таким образом, замедление притока иностранных инвестиций в Россию, начавшееся в кризис, продолжается.
В первом полугодии 2009 года они рухнули на 30,9% по сравнению с аналогичным показателем докризисного 2008 года, при этом прямые иностранные инвестиции — на 45%, портфельные иностранные инвестиции — на 25,1%, прочие инвестиции — на 26,5%.
Падение иностранных инвестиций связано с сохранением недоверия западных инвесторов к экономике России.
«Несмотря на положительные статданные и улучшение странового рейтинга России, инвесторы больше предпочитают инвестировать в товарные рынки, например, нефть, драгоценные металлы, которые, по их мнению, более прибыльные и ликвидные»,
— говорит начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров. Долгосрочных инвесторов, в которых так заинтересовано российское правительство, пугает недостаточная защита прав собственности, слабая судебная система, коррупция, частые перемены налогового режима. Так, по словам Винокурова, дополнительными факторами, заставившими инвесторов искать новые направления для вложений, стало повышение уровня госучастия и налогообложения в нефтегазовой отрасли, с которой и связано большинство иностранных вложений.
Впрочем, в условиях кризиса сами российские компании не торопятся обращаться к иностранным капиталам. «Портфельные инвестиции отражают приток по долгу, их сокращение отражает снижение аппетита российских эмитентов к внешнему долгу.
В условиях нестабильности и слабого спроса компании предпочитают финансировать текущую деятельность из своих собственных средств»,
— говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. В этом контексте радует и рост торговых зарубежных кредитов в первом полугодии. «Торговое финансирование — это временное кредитование на срок от трех до шести месяцев под конкретную сделку, чаще всего на покупку оборудования», — говорит Орлова. Его рост говорит о том, что компании готовы вкладываться в модернизацию производства.
Тем не менее в собственную экономику российские компании в целом инвестируют неохотно: согласно оценке Росстата, инвестиции в основной капитал в январе — июле увеличились всего на 1,3% к январю — июлю прошлого года. В июле этот показатель сократился до 0,8% в годовом выражении с 7,4% в июне и 5,5% в мае.
Российские же инвестиции за рубежом в первом полугодии увеличились на 17,5% и достигли $51,1 млрд. Больше всего российские инвесторы вложили в экономику Швейцарии — почти $31 млрд.
Австрийская экономика получила от России $6,9 млрд, голландская — $2,7 млрд, белорусская — $2,2 млрд, кипрская — $2,1 млрд.