Журнал Air Transport World впервые включил российскую компанию «Аэрофлот» в число 25 ведущих авиакомпаний мира. Согласно информации, размещенной на сайте журнала, место в престижном списке российскому перевозчику обеспечили успешные результаты финансово-экономической деятельности в 2009 году.
По размерам операционной прибыли по МСФО ($359 млн) ОАО «Аэрофлот» находится на 10-м месте в мире, сразу после конгломерата Lufthansa Group ($388 млн). По размерам чистой прибыли ($122 млн) занимает 18-ю позицию. Первое место в обоих случаях принадлежит авиакомпании Emirates Airline. Помимо «Аэрофлота» среди мировых лидеров по объемам операционной и чистой прибыли за 2009 год в рейтинге Air Transport World фигурируют всего три европейских перевозчика и нет больше ни одного российского.
Издание отмечает активную деятельность «Аэрофлота» в текущем году, в том числе по консолидации ряда российских авиационных активов. Подчеркивается, что «Аэрофлот» становится «первым российским перевозчиком, предлагающим доступ в интернет и услуги мобильной связи на борту». Указывается также на открытие ведущей российской авиакомпанией новых направлений в соответствии с зимним расписанием, вступающим в действие в конце октября 2010 года.
По качеству услуг, безопасности, состоянию авиапарка и сервису «Аэрофлот» действительно достойный мировой бренд, признают эксперты.
Однако по объему перевозок компания заметно уступает лидерам рейтинга: в 2009 году «Аэрофлот» перевез 8,7 млн человек, тогда как Lufthansa — 55 млн человек.
«И называть АФЛ ведущий компанией по финансам в корне неправильно, — отмечает редактор Avia.ru Роман Гусаров. — Оценка, которую дал журнал, не учитывает роялти, которые «Аэрофлот» получает от зарубежных компаний, летающих по транссибирским маршрутам. Журнал поступил просто —
взял данные из открытых источников».
Сумма роялти всегда была тайной чуть ли не государственного масштаба.
По оценкам отраслевых экспертов, это порядка $500 млн в год. Таким образом, без роялти «Аэрофлот» убыточен.
Однако, несмотря на все претензии ЕС и попытки досрочно отменить эти платежи, интенсивность полетов по транссибирским маршрутам продолжает увеличиваться и выгода по-прежнему обоюдна как для России, так и для Европы.
«Рейтинг сложно было составить по-другому», — говорит руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По его словам, та же Lufthansa получает доход от разных видов деятельности и непрофильных активов, хотя, конечно, такого большого дохода, как у «Аэрофлота» от роялти, нет ни у кого.
«Руководство «Аэрофлота» понимает, что без роялти финансовое положение компания будет критичным, — говорит Гусаров. — Не случайно сейчас предпринимаются действия по реструктуризации бизнеса, чтобы к 2013 году, когда действие договора закончится, выйти на уровень рентабельности». По мнению экспертов, первые шаги после того, как бывшего гендиректора Валерия Окулова сменил выходец из АФК «Система» Виталий Савельев, можно оценить как верные. Это оптимизация огромных расходов, сокращение штата (в конце 2009 года «Аэрофлот» заявил о сокращении до 2 тысяч сотрудников), реструктуризация парка воздушных судов и оптимизация маршрутной сети.
В частности, в последнее время «Аэрофлот» активизировался на туристическом рынке. «На этих направлениях появилось больше чартерных рейсов, в строй вернули Ил-96, которые в последнее время мало использовались, — говорит Борис Рыбак. — Маркетинговая стратегия стала более разнообразной, агрессивной и эффективной, чем раньше». Но говорить о финансовом будущем компании и о том, попадает ли она снова на верхние строчки рейтинга после 2013 года, пока трудно.